- расположение и состояние судов и кораблей,
- навигационная история каждого судна,
- актуальная информация о мировом судоходстве.
Сервис основан на получении и регистрации радиосигналов автоматической идентификационной системы (АИС), которыми корабли обмениваются друг с другом и с береговыми службами.
Однако приемная аппаратура, расположенная на суше, не способна охватить все участки морей и океанов.
По мнению специалистов РКС, получать сигналы с отдаленных территорий можно с помощью установки приемников сигналов АИС на низкоорбитальных спутниках, получающих данные от судов со всех частей мирового океана.
С. Бобровский, руководитель многофункционального навигационно-информационного центра РКС, сообщил, что благодаря новой аппаратуре АИС РКС можно оперативно узнать:
- историю передвижения судов, которая дает возможность анализировать судоходство в регионе, вести охрану границ и выявлять источники загрязнения вод;
- месторасположение корабля в конкретный момент времени;
- движется судно или стоит на якоре;
- тип корабля — пассажирский рыболовный, сухогруз или танкер;
- флаг, позывной и название;
- порт назначения и ориентировочное время прибытия.
Как отметили в РКС, космические технологии могут применяться в экономике, например, для обеспечения контроля российского рыбопромыслового флота, а развитие спутникового сегмента системы автоматической идентификации судов, внедрение новых информационных протоколов обмена данными в диапазоне частот морской подвижной службы позволит повысить безопасность всего мирового судоходства.
В настоящее время специалисты РКС ведут работы по следующему этапу модернизации бортовой аппаратуры АИС, в исполнениях под малые космические аппараты.
Напомним, что в настоящее время Росатом работает над созданием цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП).
Она будет состоять из ядра – Единой платформы цифровых сервисов на СМП (ЕПЦС СМП) и новых источников информации, необходимых для повышения точности оценки ледовой, метеорологической и навигационной ситуации, складывающейся в акватории СМП.
Автор: А. Гончаренко