Сотрудники Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), Института проблем химической физики и Центрального института авиационного моторостроения им Баранова представили на МАКС-2015 прототипы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), работающих на водородных топливных элементах (ВТЭ).
Об этом 27 августа 2015 г сообщила ОАК.
Вероятно, речь идет о БПЛА Инспектор -101, который разработали эти 3 предприятия.
Пока изготовлено 3 БПЛА.
Предполагается, что в 2017 г БПЛА Инспектор -101 пойдет в серию.
Разработчики сильно рассчитывают, что новинка понравится не только Минобороны РФ, которое уже заинтересованно поглядывает в сторону Инспектора -101, но и российской нефтянке в Арктике.
ВТЭ заряжается сухими газами, благодаря чему не теряет работоспособность при очень низких температурах, и могут запускаться холодными, например в Арктике.
БПЛА на литий-ионных батареях уже активно используются для контроля состояния магистральных трубопроводов и объектов инфраструктуры, для видеосъемок, 3D- моделирования.
Уже скоро МПН и МГП с сопутствующей инфраструктурой появятся и в Арктике, поэтому арктические БПЛА на ВТЭ будут востребованы.
Электродвигатели БПЛА приводятся в действие благодаря химической реакции в ВТЭ, для работы которого нужен технический водород высокой степени очистки.
В ВТЭ химическая энергия, в виде водорода и кислорода, без горения преобразуется непосредственно в электроэнергию.
ВТЭ состоит из катода, электродов и анода.
Водород подается к аноду, где разделяется на протоны и электроны, которые разными маршрутами движутся к катоду: протоны - через электрод к катоду, а электроны - вокруг топливных элементов к катоду.
Это движение создает э/энергию.
Пытливые обыватели знают, что на другой стороне, протоны водорода и электроны в сочетании с кислородом, образуют воду.
Вода - это хорошо.
Этим объясняется использование ВТЭ в космических кораблях, доставляющих космонавтов на орбиту.
Топливные элементы легче и имеют меньшие размеры, чем традиционные источники питания, меньше нагреваются.
Значительная часть инноваций в отечественных самолетах будет связана с созданием легких и мощных элементов питания нового поколения.
Срок службы водородных батарей составляет около 5 тыс часов.
БПЛА с шириной крыла в 1,5 м на ВАТЭ может лететь до 6 раз дольше, чем на литий-ионной батарее.
Есть еще приятный нбанс для военных- на БПЛА установлен электродвигатель, поэтому теплового следа нет, вообще нет.
Есть 1 проблема - это стоимость ВТЭ, которая пока не позволяет организовать массовое использование ВТЭ обывателями.
Поэтому, квадрокоптеры на ВТЭ уже появились, а автомобили на воде появятся еще не скоро.
Но - появятся - будьте уверены, прогресс не стоит на месте.
Действительно, 1 из беспилотников сконструирован по схеме квадрокоптера.
Взлетная масса машины до 12 кг.
Полезная нагрузка до 3 кг
Макс. скорость до 50 км/час.
Продолжительность полета 5 часов.
Водородно-воздушные топливные элементы, снабжающие двигатель электроэнергией, позволяют объединить достоинства обоих типов БПЛА.
Где будут более востребованы БПЛА?