Об этом 21 августа 2024 г. сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
Признательные показания
По информации ФСБ России, теракт был подготовлен спецслужбами Украины.Обвиняемый, по данным правоохранительных органов, скрылся сразу после совершения преступления.
Место нахождения исполнителя было установлено в ходе оперативно-розыскных мероприятий:
- он был задержан в Омской области 7 декабря 2023 г.,
- на следующей день ему было предъявлено обвинение,
- 9 декабря Центральный районный суд г. Омск отправил под арест до 30 января 2024 г. проживавшего в Литве гражданина Белоруссии С. Еремеева по обвинению в 2 терактах на БАМе.
С. Еремеев признал в суде, что планировал парализовать движение поездов, чтобы воспрепятствовать транспортировке военных грузов.
Он также заявил, что действовал под контролем украинских спецслужб.
Мужчина уточнил, что по указанию гражданина Белоруссии 1981 г. рождения забрал из тайника 8 взрывных устройств, привез их на своем автомобиле в Бурятию и установил на цистернах железнодорожных составов.
Сейчас обвиняемый активно способствует расследованию уголовного дела, дает последовательные и признательные показания, добровольно участвует в следственных действиях.
Взрывы в Северомуйском тоннеле
Подрывы грузовых поездов в Северомуйском тоннеле в республике Бурятия произошли 29 и 30 ноября 2023 г.Целями теракта стали 2 железнодорожных состава с нефтепродуктами, следовавших по маршрутам Тайшет - Тында и Тайшет - Нерюнгри по БАМу в Республике Бурятия.
РЖД тогда сообщало:
- 29 ноября на перегоне Итыкит - Окусикан Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) в республике Бурятии во время движения по тоннелю локомотивная бригада грузового поезда заметила задымление одной из цистерн с дизельным топливом,
- состав остановили, часть вагонов вывели наружу,
- 30 ноября последовал еще один взрыв - в составе, следовавшем по объездному пути сдетонировали 2 цистерны с дизтопливом, загорелись 6 вагонов,
- движение поездов на перегоне Итыкит - Окусикан ВСЖД было восстановлено 2 декабря 2023 г.
Восточно-Байкальский следственный отдел на транспорте Восточного МСУТ СК РФ установил, что возгорание стало следствием подрыва неустановленного взрывного устройства, находящегося предположительно под вагоном.
Предполагалось, что пожар стал результатом диверсии сотрудников Службы безопасности Украины (СБУ).
Источник CNN в украинских спецслужбах сообщил, что СБУ выбрала данный объект, т.к. сочла его единственным крупным железнодорожным сообщением между Россией и Китаем.
Северомуйский тоннель
Северомуйский тоннель им. В.А.Бессолова построен на перегоне разъезд Итыкит - станция Окусикан БАМа в республике Бурятия, проходя сквозь Северо-Муйский хребет.Характеристики объекта:
- протяженность - 15,343 км (самый длинный ж/д-тоннель в России),
- пропускная способность - 14-16 составов/сутки.
Время в пути на участке сократилось с 2 часов до 20-25 минут.
В настоящее время готовится строительство 2й очереди Северомуйского тоннеля, что позволит увеличить пропускную способность этого участка БАМа до 100 млн т/год.
В сентябре 2023 г. Газпромбанк, РЖД и Бамтоннельстрой-мост подписали договор о реализации проектов по созданию ж/д-инфраструктуры 3го этапа модернизации Восточного полигона, в т.ч. 2х Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через р. Амур.
Подписание договоров генподряда по этим объектам между РЖД и ГК Бамтоннельстрой-Мост последовало в марте 2024 г.
Завершить строительство Кодарского тоннеля планируется к концу 2030 г., 2х Северомуйского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через р. Амур - до конца 2032 г.
Предварительная стоимость всех объектов - 498,8 млрд руб. (без НДС).
Правительство РФ в апреле 2024 г. утвердило паспорт 3го этапа инвестпроекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, предусматривающего увеличение провозной способности с 180 млн т/год по итогам 2024 г. до 210 млн т/год по итогам 2030 г. и до 270 млн т/год по итогам 2032 г.
Предварительный объем инвестиций в рамках 3го этапа модернизации Восточного полигона составит 3,738432 трлн руб.
Работы будут вестись на 24 участках (12 из них относятся к Транссибу, 10 - к БАМу, еще 2 линии должны соединить магистрали между собой) среди ключевых проектов - строительство 2х Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, моста через р. Амур, обхода Хабаровского транспортного узла, развитие Находкинского транспортного узла, вторых главных путей на определенных участках.