Согласно судебной картотеке, жалоба зарегистрирована 9 ноября.
Арбитражный суд Северо-Западного округа 29 сентября 2022 г. оставил в силе постановление апелляции о взыскании по иску Башнефть-Полюса с Варандейского терминал 7,9 млрд руб.
Ранее апелляционная инстанция отменила февральское решение Арбитражного суда Архангельской области о взыскании с Варандейского терминала 2,7 млрд рублей, хотя истец предъявлял требования на 9 млрд рублей.
Через Варандейский терминал, который находится в Ненецком автономном округе (НАО), Роснефть и ЛУКОЙЛ поставляют нефть с месторождения Требса-Титова, которое осваивает их совместное предприятие Башнефть-Полюс.
В 2018 г. Роснефть, которая стала собственником Башнефти в конце 2016 г., подала жалобу в ФАС на тарифы на перевалку нефти на этом терминале.
Ведомство признало тарифы завышенными и предписало устранить нарушение.
Арбитражный суд Москвы 29 июня 2020 г. при повторном рассмотрении дела отказал терминалу в иске к ФАС по этим вопросам и согласился с ведомством, что тариф на перевалку в 38 долл. США за тонну является монопольно высоким.
В период вмененного обществу нарушения себестоимость перевалки нефти в порту Варандей составляла от 650 до 850 руб., а цена услуги - от 2200 до 2550 руб.
Терминал заявлял об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, т.к., по его информации, цена, установленная за перевалку нефти в порту Варандей, была согласована с Башнефтью в рамках договора о совместной деятельности до начала периода вмененного правонарушения.
В конце ноября 2019 г. ФАС утвердила предельную максимальную ставку тарифа на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов (перевалка нефти) в морском порту Варандей в размере 1211 руб. за тонну (без НДС).
Башнефть-Полюс из-за высокого тарифа оценил свои убытки в период с 1 января 2015 г. по 19 января 2020 г. в 9 млрд руб.
В Башнефть-Полюс Башнефть (входит в Роснефть) принадлежит 74,9%, (ЛУКОЙЛу - 25,1%).
В 2021 г. добыча компании составила 1,2 млн т нефти, что на 21% больше показателя 2020 г.
Ситуация с Варандейским терминалом
Ситуация обострилась после поглощения Роснефтью Башнефти в конце 2017 г.Башнефть В. Евтушенкова в свое время сенсационно выиграла конкурс на месторождение им. Требса и им.Титова на севере Ненецкого автономного округа.
У компании была отличная переработка, но мало добычных ресурсов.
Башнефть сама пригласила в Башнефть - Полюс ЛУКОЙЛ, поскольку у ЛУКОЙЛа здесь был инфраструктура, да и компетенций больше.
Доля участия ЛУКОЙЛа в СП Башнефть-Полюс составляет 25,1%, Башнефти - 74,9%
Компания на радость акционеров развивала проект, пока у Башнефти не сменился собственник.
Роснефть - это более серьезный соперник для ЛУКОЙЛа, чем Башнефть.
Роснефти не особенно нужны добычные компетенции ЛУКОЙЛа, а отгрузку нефти компания вообще планирует сместить в строящийся порт Индига.
Поэтому желание Роснефти сократить тарифы Варандея понять можно.
Варандейский нефтетерминал
- стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП);
- является пока единственным способом отгрузки нефти с месторождений Требса и Титова ( оператор Башнефть - Полюс);
- введен в эксплуатацию в 2008 г., перевалка нефти по нему осуществляется круглогодично;
- проектная мощность - 12 млн т/год.
Автор: А. Хасанова