USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

4 мин
348

Ничего экстраординарного. Экспорт нефти из России в ноябре 2025 г. снизился на 11,5% к октябрю

Экспорт в ноябре находится в диапазоне средних значений 2025 г., превышая нижнюю границу диапазона на 4,6%.

Ничего экстраординарного. Экспорт нефти из России в ноябре 2025 г. снизился на 11,5% к октябрю

Москва, 4 дек - ИА Neftegaz.RU. Морской экспорт нефти из России в ноябре 2025 г. заметно снизился к октябрю, но остался в диапазоне средних значений 2025 г.
Об этом 4 декабря 2025 г. пишет Ъ со ссылкой на обзор Центра ценовых индексов (ЦЦИ).

В рамках диапазона

По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ):
  • объем поставок нефти морем из России в ноябре 2025 г. снизился на 11,5% к октябрю, до 416 тыс. т/сутки [порядка 3,05 млн барр./сутки – прим. ред.],
  • экспорт в ноябре находится в диапазоне средних значений 2025 г., превышая нижнюю границу диапазона на 4,6%,
  • основной вклад в падение внесло сокращение отгрузок из порта Новороссийск – на 40,7%, до 59 тыс. т/сутки,
  • из порта Козьмино отгрузки снизились на 5,5%, до 143 тыс. т/сутки (70% отгрузок пришлось на поставки в Китай, остальное – в Индию),
  • по портам на Балтике отмечен рост отгрузок на 3,6%, до 201 тыс. т/сутки, значительная часть отгрузок пришлась на поставки в Турцию и Индию.

Bloomberg, ведущий собственную статистику морского экспорта российской нефти на основании данных по отслеживанию танкеров, фиксирует резкое сокращение отгрузок в середине ноября с последующим восстановлением (что, собственно, и ожидалось). По данным издания, за неделю по 30 ноября 2025 г. морской экспорт российской нефти вырос к предыдущей неделе на 690 тыс. барр./сутки, до 3,94 млн барр./сутки, а к концу октября (по итогам недели, завершившейся 26 октября) – на 170 тыс. барр./сутки (на 4,5%).

Средний за 4 недели объем поставок российской нефти по итогам недели, завершившейся 30 ноября, вырос на 210 тыс. барр./сутки и составил 3,46 млн барр./сутки, что стало первым недельным приростом после того, как США объявили санкции против Роснефти и ЛУКОЙЛа. По сравнению с концом октября средний 4-недельный показатель снизился на 310 тыс. барр./сутки (на 8,2%), что с поправкой на период сравнения близко к данным ЦЦИ.

Куда плывет российская нефть?

В качестве одной из основных причин сокращения экспорта нефти из России в ноябре 2025 г. ЦЦИ называет сокращение закупок со стороны нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Индии и Турции:
  • по данным S&P Global Commodities at Sea (CAS), за неделю, закончившуюся 25 ноября, поставки российской нефти в Турцию сократились до 7-месячного минимума, – 500 тыс. барр./сутки, тогда как неделей ранее поставки составляли 1,7 млн барр./сутки;
  • сократились поставки на терминалы Reliance и Nayara в Индии. Reliance прекратила импорт российской нефти на НПЗ в Джамнагаре с 20 ноября, а c 1 декабря будет экспортировать только нефтепродукты из сырья нероссийского происхождения [речь идет о поставках нефти на экспортоориентированный НПЗ Jamnagar Export Refinery, тогда как по поставкам на НПЗ Jamnagar Refinery, ориентированный на индийский рынок, комментариев не было – прим. ред].

Bloomberg также фиксирует снижение поставок нефти в Индию – с 1,65 млн барр./сутки в конце октября до 850 тыс. барр./сутки в конце ноября (по среднему 4-недельному показателю), по поставкам в Китай та же тенденция – снижение с 1,61 млн барр./сутки до 960 тыс. барр./сутки. Это снижение сопровождается резким ростом поставок неизвестным получателям в Азии – с 90 тыс. барр./сутки в конце октября до 1,42 млн барр./сутки в конце ноября. Такая ситуация складывается регулярно после каждого санкционного раунда против России, но по мере адаптации к новым ограничениям все приходит в норму.

Фрахт и дисконты

Также ЦЦИ связывает сокращение экспорта нефти из России с динамикой ставок фрахта и наблюдаемым рядом экспертов профицитом на рынке нефти.

По стоимости транспортировки ЦЦИ приводит следующие данные:
  • на маршрутах в Китай ставки снижаются в связи с исчерпанием квот китайских НПЗ и соответствующим сокращением спроса на тоннаж на маршруте Приморск – КНР. Стоимость перевозки нефти из балтийских портов в Китай и Индию за последнюю неделю ноября скорректировались на 0,3%, из Новороссийска – на 0,3-0,4%, из Козьмино в Китай – на 2,2%. Перевозка российской нефти дешевеет впервые за десять недель после периода роста ставок, указывают аналитики;
  • стоимость транспортировки нефти в Турцию растет – на 1,7-2,7% за неделю в зависимости от порта отправки. На динамику повлиял рост премии за риск перевозки грузов компаний, попавших под новые санкции США, а также частичное снижение доступного свободного тоннажа со стороны греческих судовладельцев (Турция строже всех импортеров российской нефти подходит к вопросу выбора судов).

Аналитики прогнозируют, что крупнейшие покупатели российского сырья продолжат импорт через посредников, тем более что нефть из РФ торгуется заметно дешевле альтернатив.

ЦЦИ, вслед за другими экспертами, фиксирует расширение дисконтов на российскую нефть, что делает ее привлекательной даже с учетом санкционных рисков:
  • в середине ноября российская нефть столкнулась с самым резким ростом дисконтов за 2025 г.,
  • на тот момент дисконт на нефть Urals к Brent в портах на Балтике и Черном море приближался к 20 долл. США/барр.,
  • к 28 ноября дисконт на Urals в порту Приморск на базисе FOB вырос до 22,3 долл. США/барр., в порту Новороссийск – до 23 долл. США/барр.
Однако в последние дни ноября расширение дисконтов на Urals прекратилось.

Эксперты ожидают, что по мере адаптации морской логистики к новым ограничениям, будет происходить восстановление объемов экспорта нефти из России, дисконты также будут сокращаться.

Вклад КТК

Резкое сокращение морского экспорта нефти из Новороссийска в ноябре 2025 г. ЦЦИ связывает с эффектом высокой базы (в сентябре-октябре фиксировались рекордные отгрузки) и инцидентом 29 ноября 2025 г. на Морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Напомним, что тогда терминал был атакован безэкипажными катерами (БЭК), что привело к повреждению выносного причального устройства №2 (ВПУ-2) и остановке операций.

Однако основные объемы отгружаемой через терминал КТК нефти составляет казахстанская нефть (53,85 млн т из 63,01 млн т, отгруженных с Морского терминала КТК в 2024 г., или 85,5%), а атака БЭК на терминал была не единственным инцидентом в порту Новороссийск в ноябре 2025 г.:
  • 25 ноября 2025 г. в результате атаки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) повреждения получил административный корпус терминала, где расположен Главный центр управления КТК, отгрузки также приостанавливались примерно на сутки. Кроме того, в середине ноября примерно на 2 месяца на планово-предупредительный ремонт (ППР) было выведено ВПУ-3;
  • 14 ноября в результате налета БПЛА на Краснодарский край в порту Новороссийск была повреждена нефтебаза на перевалочном комплексе Шесхарис Транснефти. Насколько это отразилось на отгрузках, неясно, как минимум Казахстан стеснения не почувствовал.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK