Об этом свидетельствуют данные компании Петромаркет, которые приводят Ведомости 28 июля 2025 г.
Оптимистично?
За 5 месяцев 2025 г. экспорт СУГ из России в сравнении с аналогичным периодом 2024 г. сократился на 5,8%, до 1,4382 млн т.Основной объем падения пришелся на страны Европы, на этом направлении объем экспорта упал на 59,4%, до 341,5 тыс т.
Это падение в значительной степени было компенсировано ростом поставок на неевропейском направлении - на 59,8%, до 1,0967 млн т.
Из них:
- Турция - экспорт вырос на 35,1%, до 397,3 тыс. т,
- Китай - рост в 1,6 раза, до 276,2 тыс. т,
- страны Центральной Азии (без Афганистана) - рост в 2,7 раза, до 214,7 тыс. т,
- Афганистан - рост на 55,6%, до 191,2 тыс. т,
- Монголия - рост на 2,4%, до 17,2 тыс. т.
Оценка Петромаркета достаточно оптимистичная.
Ранее РБК приводил оценку ОМТ Консалта за 1е полугодие 2025 г., согласно которой экспорт СУГ из России упал на 21,8% в годовом сравнении, до 1,3 млн т (причем это произошло на фоне роста выпуска товарных СУГ на 3,1%, до 6,5 млн т).
В т.ч. в Китай было поставлено 234,1 тыс. т, в Афганистан - 229,2 тыс. т, в Турцию - 144,3 тыс. т.
Прогнозы экспертов на 2025 г. в целом сильно расходятся:
- экспорт СУГ из России может остаться на уровне 2024 г. (3,487 млн т по данным Петромаркета),
- вырасти на 14%, до 4 млн т на фоне роста поставок в Китай и Афганистан, а также более активного продвижения на рынки Пакистана, Индии и стран Юго-Восточной Азии.
- снизиться на 15-20% из-за логистических ограничений и конкуренции на азиатских рынках.
Европа - не всё?
Поставки российских СУГ на европейском направлении в настоящее время сильно ограничены в результате действия санкций ЕС.В 12й пакет санкций, принятый в декабре 2023 г., было включено отложенное эмбарго на импорт СУГ из России.
В силу оно вступило 20 декабря 2024 г., но сокращение поставок на Запад начало просматриваться за несколько месяцев до этого.
На этом фоне доля европейского направления в экспорте СУГ из России снизилась с 55% по итогам 5 месяцев 2024 г. до 23,7% за январь-май 2025 г. (неевропейского, соответственно выросла с 45% до 76,3%)
До нуля поставки в европейском направлении при этом не просели.
Основным покупателем российских СУГ на европейском направлении является Белоруссия.
По данным ОМТ Консалт, в 1м полугодии 2025 г. поставки СУГ из России в Белоруссию составили 93,3 тыс. т.
При этом часть объемов могла реэкспортироваться в Польшу, которая раньше являлась основным импортером СУГ из России, а также в Прибалтику.
Путь в Китай
Роль Китая как крупнейшего импортера СУГ из России растет.Причем оценки и Петромаркета и ОМТ Консалт могут оказаться слишком сдержанными.
Ранее данными от Argus делились Известия и, согласно их публикации, за 5 месяцев 2025 г. в Китай только железнодорожным транспортом было поставлено 230 тыс. т СУГ из России, тогда как отгрузки идут еще и автотранспортом.
Ожидается, что в 2025 г.:
- экспорт СУГ в Китай может вырасти с 450 тыс. т в 2024 г. до 750 тыс. т в 2025 г., т.е. в 1,7 раза,
- из общего объема поставки по железной дороге в страну в 2025 г. могут составить минимум 550-600 тыс. т.
Потенциал для роста поставок СУГ из России в Китай есть.
Китай производит порядка 50 млн т/год СУГ и импортирует еще порядка 35 млн т/год.
В сухопутных маршрутах поставок Китай заинтересован, а Россия могла бы увеличить экспорт, но все упирается в логистические ограничения.
Поставки СУГ из России в Китай по ж/д идут через пограничную станцию Забайкальск на Южном ходе Забайкальской железной дороги, которая хронически перегружена.
Сложности добавляют общая ситуация на Восточном полигоне и периодическим дефицитом парка вагонов-цистерн для транспортировки СУГ.
В сентябре 2024 г. в Хасанском районе Приморского края был запущен сухопутный терминал СУГ, где осуществляется перевалка продукции с ж/д- на автотранспорт.
Его мощность составляет 150 тыс. т/год СУГ с перспективой удвоения.
С перспективами морских терминалов все туманно.
2 крупных проекта (в бухте Перевозная в Приморском крае и в Советско-Гаванском районе Хабаровского края мощностью 1 млн т/год каждый) оказались в подвешенном состоянии.
Тем не менее эксперты рассчитывают на изменение ситуации с запуском терминала в Хабаровском крае.
Напомним, что инвестором проекта должен был стать китайский производитель нефтехимической продукции Hebei Haiwei, но в августе 2024 г. США ввели санкции против реализующей проект терминала компании Ремсталь (Госдеп США связал компанию с проектом Якутский СПГ).






