Биржевая стоимость дизельного топлива достигла максимума. Минэнерго спокойно
Минэнерго РФ заверило, что растущий спрос на дизельное топливо в России стабильно обеспечивается текущим производством
Об этом свидетельствуют данные торгов.
По итогам торговой сессии 15 июня 2021 г. биржевая цена летнего дизельного топлива по национальному индексу достигла 52615 руб./т, увеличившись на 0,28%.
С начала июня индекс вырос на 2,21%, а за последний месяц (с 17 мая) - на 4,84%.
Рост стоимости дизельного топлива обусловлен повышением котировок в Северо-Западной Европе до максимума с начала 2020 г.
Также существенно сократился объем предложения дизельного топлива и др. нефтепродуктов из-за планово-предупредительных ремонтов (ППР) на ряде нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Так, на Ачинском НПЗ Роснефти с 26 мая до 23 июля проходит капремонт ряда установок, продажи топлива на бирже завод прекратил за 2 недели до начала ремонта, чтобы успеть выполнить обязательства по биржевым контрактам.
На ремонт на месяц останавливался также Антипинский НПЗ.
С 21 июня по 27 июля 2021 г. останавливается НПЗ ТАНЕКО для проведения планового ремонта технологических установок.
Также сильно вырос внутренний спрос из-за весенних полевых работ.
Минэнерго РФ прокомментировало рекордный рост биржевых цен, заявив, что растущий спрос на дизельное топливо в России стабильно обеспечивается текущим производством.
Объем предложения дизельного топлива на внутреннем российском рынке в 2 раза превышает объем потребления, но на рынок оказывают влияние внешние факторы, такие, как рост цен на нефть и экспортных цен на рынках Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Возможность нехватки топлива на АЗС Минэнерго РФ в принципе исключило и пообещало, что динамика розничных цен на дизельное топливо сохранится в пределах инфляции.
По данным Ъ, правительство РФ готово увеличить норматив биржевых продаж дизельного топлива.
Так, нормативы обязательных биржевых продаж по дизельному топливу и бензину могут быть повышены на 1 п.п., до 8,5% и 12% от производства.
Однако не исключается возможность того, что уже в 2021 г. может потребоваться корректировка демпфера по дизельному топливу.
Демпфирующий механизм начал работать с января 2019 г. как мера для стабилизации внутреннего рынка топлива.
Демпфер предусматривает выплату государством компенсаций нефтяным компаниям разницы между внутренними ценами на топливо и экспортными ценами в условиях высоких мировых цен.
В противном случае, высокая по сравнению с экспортом, стоимость топлива на внутреннем рынке позволяет нефтяным компаниям получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом.
С 1 мая 2021 г. в России начал работать скорректированный демпфирующий механизм, который увеличивает объем компенсационных выплат для НПЗ по бензину, корректировка по дизельному топливу планировалась в 2022 г., но процесс может быть ускорен.
Правительство РФ прорабатывает дополнительные меры по стабилизации цен на нефтепродукты.