А. Новак поручил проработать дополнительные меры для сохранения стабильности внутреннего рынка топлива
3 мин
...

А. Новак поручил проработать дополнительные меры для сохранения стабильности внутреннего рынка топлива

Введение запрета на экспорт автомобильного бензина вновь обсуждается

А. Новак поручил проработать дополнительные меры для сохранения стабильности внутреннего рынка топлива

Москва, 15 июн - ИА Neftegaz.RU. Вице-премьер РФ А. Новак провел встречу с аналитиками и экспертами, посвященную текущей ситуации на российском топливном рынке.
Встреча состоялась 11 июня 2021 г., о ее результатах сообщается на сайте правительства РФ.

На встрече обсуждались текущие тенденции топливного рынка РФ, в т.ч. касающиеся работы сектора в период начала активного отпускного сезона.
Также речь шла о работе топливного сектора в текущих макроэкономических условиях, уровнях производства, поставках на внутренний рынок и биржу, а также запасов бензинов марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива.

В ходе встречи была особо отмечена необходимость сохранения хорошо зарекомендовавшего себя демпферного механизма топливного рынка.
Напомним, что с 1 мая 2021 г. в России начал работать скорректированный демпфирующий механизм, который увеличивает объем компенсационных выплат нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ).
Это в свою очередь позволит заводам устанавливать отпускные цены таким образом, чтобы обеспечить достаточную маржинальность розничного сегмента при сохранении цен на АЗС в пределах инфляции.

А. Новак отметил, что применяемые правительством меры по сохранению достаточной доходности топливного рынка и в то же время удержанию динамики розничных цен в рамках инфляции направлены на сохранение предсказуемости ситуации и поставок топлива для потребностей внутреннего рынка.
Однако есть необходимость во введении дополнительных мер для дальнейшей стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива.
А. Новак поручил участникам рынка проработать:
  • меры по дополнительному повышению нормативов биржевых поставок для компаний - участников торгов, закрепленных постановлением правительства №733;
  • механизмы многосторонних соглашений с топливными компаниями о сохранении определенного уровня как мелкооптовых, так и розничных цен внутреннего рынка и объема поставок на него;
  • введение запрета на экспорт автомобильного бензина.
ФАС поручено проанализировать ситуацию с текущими ставками эквайринга на АЗС.

Часть из предложенных мер уже применялась и в целом показала свою эффективность.
Так, в 2018 г. в ответ на резкий рост цен на топливо правительство РФ заключило соглашения с нефтяными компаниями, в рамках которых компании с 1 ноября 2018 г. увеличили поставки на внутренний рынок на 3%, а также заморозили цены в мелком опте.
Соглашения действовали до 1 июля 2019 г., а обязательство по увеличению поставок было отменено в конце марта 2019 г.
В результате с ноября 2018 г. по апрель 2019 г. оптовые цены снизились на 20%.
А с 1 января 2019 г. начал работать демпфирующий механизм, предусматривающий выплату государством компенсаций нефтяным компаниям разницы между внутренними ценами на топливо и экспортными ценами в условиях высоких мировых цен.
В противном случае, высокая по сравнению с экспортом, стоимость топлива на внутреннем рынке позволяет нефтяным компаниям получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом.

Запрет на экспорт бензина - сравнительно новая тема.
Импорт топлива правительство уже запрещало, защищая нефтяные компании в условиях падения спроса на нефтепродукты в период самоизоляции от конкуренции с дешевым импортном топливом.
В конце мая 2020 г. правительство ввело временный запрет на ввоз в Россию бензинадизтоплива, керосина, судового топлива и газойля, который действовал до 1 октября.
Сейчас ситуация противоположная - в условиях восстановления спроса и цен на нефтепродукты на мировом рынке российские нефтяные компании стремятся увеличивать экспорт.
В связи с этим весной 2021 г. поднимался вопрос об ограничении экспорта бензина как мере воздействия на нефтепереработчиков.
Позднее А. Новак заявил, что эта мера все-таки является крайней, и пока в ней нет необходимости.

По данным Росстата, по состоянию на 7 июня 2021 г. цены на бензин в России по сравнению с декабрем 2020 г. выросли на 4,1%, в т.ч. на АИ-92 - на 4,3%, на АИ-98 - на 3,9%.
Дизельное топливо за этот период подорожало на 2,1%.

Автор:

Источник : Neftegaz.RU






Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»