Москва, 30 июн - ИА Neftegaz.RU. В апреле 2020 г. Турция сократила импорт российского газа на 68,57%, до 470 млн м3 в годовом выражении, хотя в месячном выражении рост составил 21%.
Об этом говорится в отчете Совета по регулированию энергетического рынка Турции EPDK.
Всего в апреле 2020 г. импорт газа в Турцию упал на 25,81% в годовом выражении - до 2,634 млрд м3, из которых 1,387 млрд пришлось на трубопроводный газ, а 1,247 млрд - на СПГ.
Объем импортируемого в Турцию СПГ, напротив, вырос по сравнению с апрелем 2019 г. в 1,8 раза.
В месячном выражении импорт газа в Турцию также сократился - на 33%.
Еще в 2018 г. импорт трубопроводного газа составлял 50,350 млрд м3/год, а СПГ - лишь 11,324 млрд м3/год (по долгосрочным контрактам и на споте).
Снижение поставок российского газа в годовом отношении произошло на фоне падения поставок газа из Ирана до 0, еще в марте 2020 г. страна импортировала 558 млн м3 иранского газа.
В свое время иранцы построили за свой счет МГП Иран-Турция на условиях компенсации затрат на его строительство через специальные цены на газ.
Турки обещали выполнить свои обязательства, но после окончания строительства МГП у иранцев началось хождение по мукам.
Власти Турции упорно не хотели выполнять свои обязательства.
А теперь и вовсе прекратили импорт иранского газа.
Россия стала 2м по величине поставщиком газа на турецкий рынок в апреле.
Пропускная мощность 1й нитки МГП Турецкий поток, по которому экспортируется газ для турецких потребителей, составляет 15,75 млрд м3/год.
Пропускная мощность МГП Голубой поток - 16 млрд м3/год газа.
Итого, пропускная мощность МГП для Турции составляет 31, 75 млрд м3/год или 2,64 млрд м3/мес.
Слабая загрузка МГП существенно влияет не только на рентабельность поставок, но и на поддержание МГП в рабочем состоянии.
Нельзя сказать, что столь стремительное падение российского экспорта газа в Турцию - это только следствие коронавируса и падения цен на нефть.
Турция следует реалиям рынка:
- СПГ на споте ныне становится конкурентом сетевому газу;
- в Турции активно внедряются возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
Турки тоже думают и о декарбонизации.
В начале июня 2020 г. EPDK новой методологией, созданной для использования гибридных технологий на тепловых (ТЭС) и иных электростанциях, в своем объявлении под названием «Новая эра в энергетическом секторе»:
- благодаря госрегулированию, объекты ВИЭ, которые будут построены в районах расположения ТЭС, увеличат новые возможности для инвестиций и трудоустройства;
- компании, производящие электроэнергию из других источников, также смогут создавать собственные солнечные электростанции (СЭС) в той же зоне;
- ожидается, что солнечные панели получат широкое распространение, и их производство в Турции увеличится;
- на электростанциях на основе геотермальной энергии, установленных в сельскохозяйственных регионах, могут быть созданы вспомогательные ресурсные единицы на основе биомассы для утилизации таких отходов и увеличения производства электроэнергии за счет использования сельскохозяйственных отходов и отходов в регионе.
Кому это выгодно и кто за этим стоит?
29 июня 2020 г. стало известно, что власти США предложили Турции продать российские ЗРК С-400 в счет бюджета Петагона.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина