Москва, 15 ноя - ИА Neftegaz.RU. Газпром заявил о появившихся нарушениях контрактных обязательств при поставках газа в Белоруссию, Молдову и Литву.
Об этом Газпром сообщил 14 ноября 2018 г.
Из потребителей газа ближнего зарубежья случаи нарушения контрактных обязательств по оплате в период 2017 г. - 3 квартала 2018 г. имели место у Молдовагаз, Газпром трансгаз Беларусь, КТЭ и LT Gas Stream.
В предыдущем отчете 3-месячной давности в этом списке были лишь его завсегдатаи - Молдовагаз и Каунасская ТЭС.
Как вообще дочка Газпрома может быть должна Газпрому?
Напомним, что Белоруссия хотела бы скорейшего формирования единого рынка газа в пространстве Евразийского союза.
Собственно говоря, это был самый лакомый козырь для вступления Беларуси в ЕАЭС.
Еще в апреле 2017 г Белоруссия и Россия урегулировали газовые проблемы между странами, введя понижающие коэффициенты к действующей формуле цены на газ для Белоруссии на 2018-2019 гг.
Вроде бы договорились, что в 2018 г стоимость газа составит 129 долл США/1000 м3, в 2019 г - 127 долл США/1000 м3.
Но в апреле 2018 г вице-премьер В. Семашко пожаловался, что нехорошо, когда Минский автозавод получает газ по цене 286 долл США/1000 м3, а его российский конкурент - по 65 долл США/1000 м3., обыватели поняли, что договориться по газу пока не удалось.
В 2017 г. Газпром трансгаз Беларусь поставил на внутренний рынок 18,8 млрд м3, в 1 кв. 2018 г - 6,6 млрд м3 газа.
План на 2018 г. - порядка 20 млрд м3 /год газа.
Любопытно и то, что магистральный газопровод (МГП) Ямал - Европа принадлежит Газпрому, а не белорусской дочке, поэтому папа платив в бюджет Беларуси средства за транзит газа по территории страны.
В 2017 г. транзит газа по МГП составил 34,96 млрд м3/год.
По некоторой информации, на данный момент задолженность погашена, однако в условиях жестких переговоров между РФ и Беларусью по компенсации от налогового маневра в нефтяной отрасли промышленности России, нет гарантий, что ситуация не повторится.
Судя по тому, что в числе должников в прошлом отчете Беларусь не значилась, нарушения произошли в июле-сентябре 2018 г.
Реализация налогового маневра повлечет удорожание нефти для Белоруссии более чем на 20 долл США/т в год в ближайшие 6 лет и снижение экспортных пошлин на нефтепродукты, которые до сих пор были основным источником пополнения белорусского бюджета.
По оценке Минфина Беларуси, финансовые потери от реализации налогового маневра в РФ в 2019 г. составят порядка 300 млн долл США исходя из равновесной цены за нефть на уровне 70 долл США / баррель.
Ранее между Беларусь и Россией разгорелся очередной спор касающийся пошлин от реэкспорта республикой российских нефтепродуктов.
А. Лукашенко обвинил Россию в неуплате пошлин, а в РФ, обеспокоенные схожестью ситуации с делом растворителей в 2011 г, заявили, что Беларусь сама себя полностью обеспечивает нефтепродуктами и беспошлинные поставки - это скрытая форма субсидирования республики, и перетаможка нефти по схеме Семашко лопнула.
В результате вопрос традиционно решали главы государств.
22 сентября 2018 г. в г. Сочи В. Путин и А. Лукашенко в ходе тяжелых переговоров решили спор по пошлинам и оплате за газ.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина