Об этом 18 декабря 2025 г. пишет Bloomberg со ссылкой на данные Kpler.
Urals зависла?
По данным Kpler на 17 декабря 2025 г., в Желтом море у побережья провинции Шаньдун находилось по меньшей мере 5 танкеров, на борту которых находилось около 3,4 млн барр. нефти Urals. Это почти в 2 раза превышает объем по сравнению с предыдущей неделей и является самым высоким уровнем предложения нефти этого сорта в регионе за более чем 5 лет.Данные сервисов отслеживания судов показывают, что этими 5 «зависшими» танкерами с нефтью Urals могут быть:
- Altura, он же Kayseri (IMO 9292199, флаг Сьерра Леоне, включен в санкционный список ЕС), отбывший из Новороссийска 30 октября 2025 г.,
- Azure (IMO 9387255, флаг Палау, включен в санкционные списки ЕС и Великобритании), отбывший из порта Приморск 24 сентября 2025 г.,
- Rangler (IMO 9206671, флаг Камеруна, включен в санкционные списки ЕС и Великобритании), ушедший из Усть-Луги 15 сентября 2025 г.,
- Pacific Runner (IMO 9285859, флаг Мозамбика, включен в санкционные списки ЕС и Великобритании), отбывший из Приморска 20 октября 2025 г.,
- Konya, он же Velora (IMO 9290373, флаг Сьерра Леоне, включен в санкционный список ЕС), ушедший из Приморска 27 октября 2025 г.
Издание предполагает, что поставщики российской нефти рассчитывают на то, что их грузы примут независимые китайские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Именно в провинции Шаньдун расположено большинство частных китайских НПЗ.
На данный момент неясно, были ли скопившиеся у берегов Китая партии Urals проданы, или покупателей на них все еще ищут. По данным Kpler, российские продавцы снизили цены на Urals в Китае до уровней даже ниже, чем на иранскую нефть, что вызывает большой интерес у НПЗ в провинции Шаньдун.
Китай в этой ситуации представляется достаточно очевидным покупателем, но потенциальным рынком сбыта может быть Индонезия, где имеются наземные хранилища.
Будет как с Sokol?
Bloomberg называет ситуацию с накоплением нефти Urals у берегов Китая уникальной:- большая часть экспорта этого сорта из России отгружается из западных портов и обычно поступает в Индию,
- китайские НПЗ не являются типичными покупателями, т.к. предпочитают нефть ESPO (ВСТО) из Восточной Сибири, которая проще по логистике и дает больший выход дизельного топлива.
- усиленный контроль США за нефтяными потоками из России в Индию, а также санкции против Роснефти и ЛУКОЙЛа в последние недели заставили продавцов Urals искать других заинтересованных покупателей по всей Восточной Азии.
Есть нюанс, и не один. Независимые китайские НПЗ нефть Urals берут в переработку достаточно охотно, хотя и не в тех объемах как ESPO (примерно в 3 раза меньше). Зависшие объемы заметны, но не критичны (соответствует примерно 3 неделям потребления по этому сорту).
В свою очередь, Индия находится под давлением сразу нескольких санкционных факторов – против страны действуют 50%-ные повышенные таможенные пошлины США, из которых половина обусловлена закупкой Индией российской нефти, а с 21 января 2026 г. в ЕС вступает запрет на импорт из третьих стран продуктов нефтепереработки, полученных из российской нефти, что в первую очередь, должно затронуть Индию.
Bloomberg со ссылкой на индийских чиновников сообщает, что импорт российской нефти в Индию снизится в декабре 2025 г. до 800 тыс. барр./сутки по сравнению с пиком в 2 млн барр./сутки в июне. Данные самого Bloomberg, полученные на основании отслеживания танкеров, показывают, что за неделю по 14 декабря 2025 г. средний 4-недельный показатель морского экспорта российской нефти в Индию снизился до 800 тыс. барр./сутки, а в Китай – до 840 тыс. барр./сутки, но поставки в направлении «неизвестной Азии» выросли до 1,62 млн барр./сутки, а общие объемы экспорта сильно не изменились, составив 3,36 млн барр./сутки, что указывает на перестройку цепочек поставок после санкций США против Роснефти и ЛУКОЙЛа. Да и сравнение текущих поставок в Индию с июнем не совсем корректно, поскольку тогда поставки вышли на максимум в связи с пиковым летним спросом, а в зимний период в Индию Россия обычно поставляла 1,2-1,5 млн барр./сутки нефти (при незначительном объеме поставок в неизвестном направлении).
Ситуация с зависшими танкерами с российской нефтью чем-то необычным не является. Похожая картина складывалась в начале 2024 г., правда не с нефтью Urals, а с Sokol (нефть проекта Сахалин-1). Тогда на фоне очередного санкционного раунда США против теневого флота, обходящего потолок цен, Индия опасалась принимать суда с нефтью Sokol (премиальная к Urals и даже к Brent), всего зависло порядка 10 млн барр. нефти этого сорта. Китайские НПЗ присмотрелись к этим партиям и в итоге скупили их все, что несколько озадачило и одновременно успокоило индийских покупателей, которые вернулись к закупкам нефти Sokol.






