USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

4 мин
724

Это уникально? Танкеры с российской нефтью Urals, которые Индия игнорирует, скапливаются у берегов Китая

Для Urals ситуация нетипична, но по Sokol подобное уже было – Китай тогда взял зависшие партии, а потом и успокоившаяся Индия вернулась к закупкам.

Это уникально? Танкеры с российской нефтью Urals, которые Индия игнорирует, скапливаются у берегов Китая

Источник: MarineTraffic

Москва, 19 дек – ИА Neftegaz.RU. У берегов Китая скапливается все больше танкеров с российской нефтью Urals на фоне снижения спроса в Индии.
Об этом 18 декабря 2025 г. пишет Bloomberg со ссылкой на данные Kpler.

Urals зависла?

По данным Kpler на 17 декабря 2025 г., в Желтом море у побережья провинции Шаньдун находилось по меньшей мере 5 танкеров, на борту которых находилось около 3,4 млн барр. нефти Urals. Это почти в 2 раза превышает объем по сравнению с предыдущей неделей и является самым высоким уровнем предложения нефти этого сорта в регионе за более чем 5 лет.

Данные сервисов отслеживания судов показывают, что этими 5 «зависшими» танкерами с нефтью Urals могут быть:
  • Altura, он же Kayseri (IMO 9292199, флаг Сьерра Леоне, включен в санкционный список ЕС), отбывший из Новороссийска 30 октября 2025 г.,
  • Azure (IMO 9387255, флаг Палау, включен в санкционные списки ЕС и Великобритании), отбывший из порта Приморск 24 сентября 2025 г.,
  • Rangler (IMO 9206671, флаг Камеруна, включен в санкционные списки ЕС и Великобритании), ушедший из Усть-Луги 15 сентября 2025 г.,
  • Pacific Runner (IMO 9285859, флаг Мозамбика, включен в санкционные списки ЕС и Великобритании), отбывший из Приморска 20 октября 2025 г.,
  • Konya, он же Velora (IMO 9290373, флаг Сьерра Леоне, включен в санкционный список ЕС), ушедший из Приморска 27 октября 2025 г.
Уточняется, что танкеры ожидали в Желтом море как минимум неделю, но с оговоркой, что информация о местоположении судов приблизительная, она получена на основе последних доступных сигналов AIS.

Издание предполагает, что поставщики российской нефти рассчитывают на то, что их грузы примут независимые китайские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Именно в провинции Шаньдун расположено большинство частных китайских НПЗ.

На данный момент неясно, были ли скопившиеся у берегов Китая партии Urals проданы, или покупателей на них все еще ищут. По данным Kpler, российские продавцы снизили цены на Urals в Китае до уровней даже ниже, чем на иранскую нефть, что вызывает большой интерес у НПЗ в провинции Шаньдун.

Китай в этой ситуации представляется достаточно очевидным покупателем, но потенциальным рынком сбыта может быть Индонезия, где имеются наземные хранилища.

Будет как с Sokol?

Bloomberg называет ситуацию с накоплением нефти Urals у берегов Китая уникальной:
  • большая часть экспорта этого сорта из России отгружается из западных портов и обычно поступает в Индию,
  • китайские НПЗ не являются типичными покупателями, т.к. предпочитают нефть ESPO (ВСТО) из Восточной Сибири, которая проще по логистике и дает больший выход дизельного топлива.
  • усиленный контроль США за нефтяными потоками из России в Индию, а также санкции против Роснефти и ЛУКОЙЛа в последние недели заставили продавцов Urals искать других заинтересованных покупателей по всей Восточной Азии.

Есть нюанс, и не один. Независимые китайские НПЗ нефть Urals берут в переработку достаточно охотно, хотя и не в тех объемах как ESPO (примерно в 3 раза меньше). Зависшие объемы заметны, но не критичны (соответствует примерно 3 неделям потребления по этому сорту).

В свою очередь, Индия находится под давлением сразу нескольких санкционных факторов – против страны действуют 50%-ные повышенные таможенные пошлины США, из которых половина обусловлена закупкой Индией российской нефти, а с 21 января 2026 г. в ЕС вступает запрет на импорт из третьих стран продуктов нефтепереработки, полученных из российской нефти, что в первую очередь, должно затронуть Индию.

Bloomberg со ссылкой на индийских чиновников сообщает, что импорт российской нефти в Индию снизится в декабре 2025 г. до 800 тыс. барр./сутки по сравнению с пиком в 2 млн барр./сутки в июне. Данные самого Bloomberg, полученные на основании отслеживания танкеров, показывают, что за неделю по 14 декабря 2025 г. средний 4-недельный показатель морского экспорта российской нефти в Индию снизился до 800 тыс. барр./сутки, а в Китай – до 840 тыс. барр./сутки, но поставки в направлении «неизвестной Азии» выросли до 1,62 млн барр./сутки, а общие объемы экспорта сильно не изменились, составив 3,36 млн барр./сутки, что указывает на перестройку цепочек поставок после санкций США против Роснефти и ЛУКОЙЛа. Да и сравнение текущих поставок в Индию с июнем не совсем корректно, поскольку тогда поставки вышли на максимум в связи с пиковым летним спросом, а в зимний период в Индию Россия обычно поставляла 1,2-1,5 млн барр./сутки нефти (при незначительном объеме поставок в неизвестном направлении).

Старший аналитик по нефти Kpler Мую Сюй говорит о «значительных объемах нефти Urals, ищущих дом», поскольку индийские покупатели, такие как Reliance Industries Ltd., остаются в стороне. Однако не уточняется, что в связи с ограничениями ЕС поставки прекращены лишь на экспортоориентированный НПЗ Jamnagar Export Refinery в г. Джамнагар, шт. Гуджарат, но по поводу НПЗ, работающих на внутренний рынок, компания, по данным Reuters, готова обработать любую партию, поступившую в рамках соглашения с Роснефтью.

Ситуация с зависшими танкерами с российской нефтью чем-то необычным не является. Похожая картина складывалась в начале 2024 г., правда не с нефтью Urals, а с Sokol (нефть проекта Сахалин-1). Тогда на фоне очередного санкционного раунда США против теневого флота, обходящего потолок цен, Индия опасалась принимать суда с нефтью Sokol (премиальная к Urals и даже к Brent), всего зависло порядка 10 млн барр. нефти этого сорта. Китайские НПЗ присмотрелись к этим партиям и в итоге скупили их все, что несколько озадачило и одновременно успокоило индийских покупателей, которые вернулись к закупкам нефти Sokol.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram