Об этом 14 февраля 2024 г. сообщил РБК со ссылкой на презентацию консалтинговой компании SBS Consulting, подготовленную в конце 2023 г. для Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и Минпромторга РФ.
2 трлн на верфи
Согласно документу, российской судостроительной отрасли для модернизации производственных мощностей до 2035 г. требуются капвложения на уровне 1,959 трлн руб.Расчет необходимой суммы выполнен исходя из базового сценария развития отрасли, при котором 50% экспортных грузов должна перевозиться на судах отечественной постройки.
В этом случае дефицит мощностей в SBS оценивают в 7,75 млн т/год дедвейта, из них 7,4 млн т - дефицит, приходящийся на суда морского класса.
Сейчас в России можно строить суда максимум на 2,3 млн т/год дедвейта.
При нормативном сроке службы в пределах 25 лет и обеспечении 50% экспортного грузопотока до 2035 г. требуется построить 66 млн т дедвейта грузового флота, из которых:
- 40 млн т - сухогрузы,
- 26 млн т - танкеры.
Из общей суммы в 1,959 млрд руб., необходимой на модернизацию до 2035 г.:
- 1,142 трлн руб. должно обеспечить государство, 870 млрд руб. из этой суммы может приходиться на программы господдержки приобретения судов (оценочная сумма, в федеральном бюджете и госпрограммах она не зафиксирована),
- 817 млрд руб. должны обеспечить частные инвесторы.
Также SBS допускают, что источником внебюджетного финансирования могут стать средства ВТБ, которому передана в управление ОСК.
Кроме того, SBS предлагает направить на модернизацию мощностей часть доходов бюджета, поступающих через налоги от экспорта грузов.
При средних ежегодных поступлениях на уровне 1,763 трлн руб. на развитие судостроения предлагается направлять 143 млрд руб., что сопоставимо с масштабом поддержки судостроения в Китае и Индии - странах, ориентированных на комплексное развитие отрасли.
Нужны новые заводы?
В России наблюдается дефицит производственных мощностей для строительства конкурентоспособной продукции гражданского судостроения.Наибольший дефицит наблюдается в мощностях для строительства крупнотоннажного флота.
Строительство нового крупнотоннажного судостроительного завода оценивается в 300-400 млрд руб., в зависимости от мощностей по металлообработке и насыщения оборудованием.
При этом эксперты отмечают, что строительство новых верфей с 0 в России сейчас не требуется.
Вместо этого целесообразно расшивать узкие места на предприятиях, обладающих сильным менеджментом и необходимым кадровым потенциалом и вышедших на крупные серии.
Также сложной проблемой для российского судостроения является отсутствие комплектующего оборудования.
На рынке отсутствует качественное судовое комплектующее оборудование отечественного производства в необходимом количестве по доступным ценам.
Минпромторг РФ совместно с профильными предприятиями в настоящее время актуализирует Стратегию развития судостроительной промышленности до 2035 г.
ОСК продолжает разрабатывать стратегию, конкретные цифры и требуемый объем бюджетного финансирования компания определит по итогам работы над документом.