Об этом Росморречфлот сообщил в своем Telegram-канале.
Лотос-1
Акт приема-передачи земснаряда Лотос-1 в присутствии губернатора Астраханской области И. Бабушкина подписали руководитель Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в ОСК) А. Мишанов и гендиректор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Е. Дитрих.Судно передадут в эксплуатацию Администрация Волжского бассейна Росморречфлота.
Тезисы от И. Бабушкина:
- сегодня мы можем с уверенностью говорить, что Астраханская область становится центром строительства дноуглубительного флота России,
- астраханские корабелы помогают решать важнейшую государственную задачу по обновлению дноуглубительного флота страны,
- это необходимо, в том числе, для поддержания в нормативном состоянии Волго-Каспийского судоходного канала и полноценного использования возможностей МТК Север - Юг.
Строительство 4 дноуглубительных судов на заводе Лотос ЮЦСС ведется в соответствии с контрактом, заключенным в 2020 г. в рамках программы ГТЛК по развитию лизинга отечественных судов с госфинансированием.
Инновационные земснаряды с роторным и фрезерным рыхлителями проектов 93.159 и 93.159.1. разработаны с учетом требований Российского Классификационного Общества (РКО) и для эксплуатации во всех бассейнах внутренних водных путей (ВВП).
Тезисы от Е. Дитрих:
- сейчас мы получили головной земснаряд, на очереди - еще 3 по программе,
- в 2025-2026 гг. мы также ждем от ЮЦСС поставку еще 6 самоходных земснарядов проекта 93.159А, заказанных в рамках инвестпроекта ГТЛК по обновлению водного флота России с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Тезисы от А. Мишанова:
- 3 года назад на нашей верфи - заводе Лотос запустился масштабный проект по обновлению дноуглубительного флота России,
- сегодня передаем головной земснаряд,
- в 2023 г. началось серийное строительство первых контейнеровозов для Каспия, необходимых для стратегического развития МТК Север - Юг,
- все это позволяет осваивать новые технологии, накапливать компетенции и возможность строить любые технически сложные заказы.
Земснаряды проектов 93.159, 93.159.1 и 93.159А
Самоходные земснаряды проекта 93.159 предусматривают наличие роторного рыхлителя, 93.159.1 - фрезерного.Основные характеристики земснарядов:
- длина корпуса - 50 м,
- ширина корпуса - 11,88 м,
- высота борта - 2,97 м,
- осадка средняя с полным запасом топлива - 1,3 м,
- глубина выработки грунта максимальная - 10 м,
- глубина выработки грунта минимальная - 2,0 м,
- производительность земснаряда - 900 м3/час.
При свободном плавании может быть достигнута скорость 12 км/час.
Перемещение данного типа судов осуществляется посредством свайного устройства и 2 папильонажных лебедок.
Земснаряды удобны для работы с илом, топким грунтом, песком различной зернистости и взвешенности, глиной и гравием.
Технический проект предоставлен компаний Royal IHC (Нидерланды), рабочая конструкторская документация разработана ГЦКБ Речфлот.
Закладка первых 2 земснарядов состоялась в сентябре 2020 г.
Земснаряд Лотос-1 проекта 93.159 уже передан заказчику, 2й земснаряд проекта 93.159.1 спущен на воду в июне 2023 г.
Строительство еще 2 судов этой серии продолжается.
Развитием этих проектов станет следующий проект - 93.159А, самоходные земснаряды которого предусматривают сменный фрезерный/роторно-ковшевой рыхлители.
Основные характеристики:
- длина габаритная - не менее 55 м,
- ширина габаритная - не менее 12,00 м,
- осадка по КВЛ - не менее 1,30 м,
- высота борта - не менее 2,90 м,
- глубина разработки (min/max) - 2,0/10,0 м,
- диаметр пульпопровода - не более 550 мм,
- автономность - 14 суток.
Срок поставки первых 3 земснарядов - 2025 г., второй партии - 2026 г.
Суда будут максимально оснащены отечественным оборудованием.
Дноуглубительный вопрос
Вопрос с проведением дноуглубительных работ в России сейчас стоит очень остро в связи с необходимостью поддержания имеющейся инфраструктуры морских и речных портов, а также с реализацией новых проектов.За дноуглубление в России отвечают:
- Росморпорт (морские порты и подходные каналы),
- Росморречфлот и его бассейновые управления (внутренние водные пути, ВВП),
- Гидрографическое предприятие Росатома (морские порты и подходы к ним вдоль трассы Северного морского пути (СМП)).
Эти структуры в настоящее время решают задачу по пополнению и обновлению парка земснарядов и караванов судов (грунтоотвозные баржи, шаланды, брандвахты, плавкраны и пр.)
Средний возраст существующих земснарядов в России составляет около 40 лет, что ставит вопрос об обновлении парка и модернизации существующих судов.