Архангельск 4 мая - ИА Neftegaz.RU. Производство полного цикла винторулевых колонок (ВРК) высокого ледового класса Icebreaker-7 для судов, которые будут работать на Северном морском пути (СМП), запустят в Центре судоремонта (ЦС) Звездочка в Архангельской области.
Об этом губернатор Архангельской области А. Цыбульский сообщил, напомнив об итогах Госкомиссии по развитию Арктики.
Полпред президента в ДФО Ю. Трутнев 14 апреля 2023 г. в г. Архангельск проводил очередное заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
Тезисы А. Цыбульского:
- по итогам Госкомиссии Ю. Труневым было поручено проработать предложения по завершению на ЦС Звездочка проекта создания производства полного цикла ВРК высокого ледового класса Icebreaker-7, мощностью до 9МВт, с приложением необходимых мер государственной поддержки;
- раньше эти ВРК планировалось закупать у Финляндии;
- сегодня мы сами можем производить это технологически сложное, уникальное для РФ оборудование;
- на стадии опытно-конструкторских работ (ОКР) над этим проектом уровень его локализации достигал 80%, сейчас он еще выше;
- зависимость от иностранных поставщиков пока сохраняется за:
- коническими зубчатыми передачами,
- опорно-поворотными механизмами,
- промежуточными валопроводами;
- локализация их производства в РФ является первоочередной задачей, поэтому рассматривается возможность включения в федеральную целевую программу Развитие ОПК проекта по созданию участка по производству конических зубчатых передач диаметром до 2,5-3 м (ориентировочная стоимость проекта 1,5 млрд руб.) с целью полного отказа от импорта по этому сортаменту при производстве как гражданской продукции для арктических проектов, так и для нужд ОПК.
Сообщается, что проект ДРК АТ65Е мощностью 9МВт с ледовым классом Icebreaker 7 практически готов к производству.
Также много сил было потрачено на более массовый проект ДРК АТ28 мощностью 2300 КВт с ледовым классом Arc4, однако из-за значительной разницы в цене с предложенными китайскими аналогами участие стало невозможным.
Любопытно, что электрические ДРК мощностью 6,5 Мвт проектирует и РУСЭЛПРОМ.
Тезисы А. Цыбульского:
- там, где речь идет про машиностроительную продукцию массового спроса, конкуренция с Китаем и другими поставщиками будет сохраняться и далее;
- просто потому, что объем производства у них пока кратно выше, что позволяет заметно снижать себестоимость, а вслед за ней и цену;
- если нашим российским предприятиям обеспечат гарантированный заказ на хороший объем производства - они тоже смогут сформировать конкурентное ценовое предложение;
- после этого, как меру дополнительной поддержки российского судостроения, можно рассматривать возможность введения таможенных пошлин для продукции, аналоги которой выпускаются в РФ.
Речь идет о создании отечественных образцов наиболее значимого судового комплектующего оборудования, которое необходимо при строительстве:
- судов ледокольного флота;
- грузовых судов ледового класса;
- аварийно-спасательных судов.
В частности, разработаны и уже производятся винторулевые колонки для аварийно-спасательных судов ледового класса, жизненно необходимых для инфраструктуры СМП.
Автор: А. Гончаренко