Согласно данным пресс-службы Атомфлота:
- 28 января в Баренцевом море атомный ледокол Сибирь взял под проводку суда Турухан и Терский берег.
- Теплоходы следовали в порт Дудинка.
- При входе в Енисейский залив атомоход оставил Турухан, а Терский берег проследовал в устье реки Енисей.
По данным сервиса отслеживания судов, Сибирь ведет по замерзшему Енисею грузовое судно Erasmusgracht, идущее под флагом Нидерландов, к Дудинке, где идет строительство нефтеналивного терминала Порт бухта Север.
Конструкция Сибири позволяет работать атомоходу как на мелководье, заходя в русла северных рек, так и в морях, преодолевая многолетние льды.
Достигается это изменением осадки ледокола, т.е. он фактически 2-осадочный.
В паре с Сибирью идет атомный ледокол Таймыр.
Дело в том, что за одним ледоколом шириной 34 м канал забит льдинами и простому судну пройти по каналу невозможно.
По словам советника ЦС ВОИР Ю. Чашкова, капитана дальнего плавания, работавшего ранее на ледоколах, этот канал все равно забит плавучими льдинами, площадь которых превышает 150 м2 , вес более 150 т при толщине ледового покрова 1-1,5 м.
При этом, когда 2 ледокола идут параллельно с дистанцией 50-100 м уступом, т.е. один впереди 2го на полмили, то канал разрушенного льда становится широким по размеру дистанции, и поэтому судам можно пройти, раздвигая льдины, при достаточной мощности двигателей.
В Енисейском заливе толщина льда доходила до 1,5 м, что не помешало атомному ледоколу обеспечить коммерческую скорость проводки, сообщил первый заместитель генерального директора – директор по судоходству Атомфлота Л. Ирлица.
Традиционные ледоколы с округлыми носовыми обводами наползают на ледовый покров и ломают его изгибом вниз.
Обломки льда проходят под корпусом с образованием «ледовой рубашки», фрезеруются открытыми винтами и всплывают за кормой, тем самым блокируя канал для свободного прохода судов.
Согласно данным сервиса отслеживания судов goradar, всего на СМП сейчас 8 ледоколов:
- Ямал,
- 50 лет Победы,
- Адмирал Макаров,
- Вайгач,
- Капитан Драницын,
- Таймыр,
- Сибирь,
- Арктика.
Тк ледоколы ходят в паре, количество смело можно делить на 2.
Ученые Крыловского научного центра Пустошный А.В. и Сазонов К.Е. еще в далеком в 2017 г. обрисовали проблемы круглогодичной навигации в Арктике.
Ученые уверенны, что нужно менять традиционный подход к ледокольной проводке.
Т.е. необходимо изменить механизм ломки льда изгибом на сдвиг специальными формами носовых обводов судов.
По их мнению, если ломать лед сдвигом, а не изгибом, как это делается сегодня, то требуется намного меньше усилий.
Всероссийское научное общество изобретателей в свою очередь в 2018 г. представило модель ледокола, который позволил бы осуществить это на практике.
Испытания модели в ледовом бассейне КГНЦ показали эффективность нового механизма разрушения льда.
Конструкция разработана так, что ледокол острым форштевнем врезается в льдину и создает магистральную трещину, при этом прочность льда уменьшается сразу на 40%.
Источник: Ю. Чашков
После появления трещины вдоль ее кромки наезжает 1я ступень и сдвигает вниз полосу льда шириной 4-5 м, следующие сдвигают ледовый покров на такую же ширину.
Т.е. лед фактически дробится на небольшие фрагменты, которые уходят по ступеням вниз и раздвигаются потоком под ледовый покров и канал остается чистым.
При этом требуется меньше мощности как самого ледокола, так и для судов, следующих в свободном от льдин канале, что значительно сокращает вредные выбросы в атмосферу, уменьшается углеродный след
Несовершенство конструкции традиционных ледоколов отмечают и опытные моряки, которые на практике встречали это явление.
По их словам, примеры неудовлетворительной работы ледовых проводок ледоколами традиционной формы есть во всех районах Арктики, как на трассе СМП, так и в мелководных устьях рек Енисей, Обская губа, где формируются наиболее развитые промышленные кластеры.
При этом ледокольная проводка атомным ледоколом обсудиться судовладельцам в сотни тыс. долл. США.
В этом свете планы сделать навигацию по СМП круглогодичной выглядят слегка сомнительными.