Об этом сообщило Министерство образования и науки Украины.
Соответствующее распоряжение кабмина Украины о перераспределении некоторых расходов госбюджета, предусмотренных для Минобрнауки в 2021 г., было принято 7 июля 2021 г.
Океанографический ледокол позволит украинским ученым вернуться к исследованиям Мирового океана, создавать научно-исследовательские и логистические консорциумы с другими странами.
Министр образования и науки Украины С. Шкарлет поприветствовал это решение.
Тезисы от С. Шкарлета:
- это решение является чрезвычайно важным, ведь развитие полярных и океанографических исследований - один из приоритетов человечества в 21м веке,
- Украина входит в 30 стран мира, которые имеют круглогодичные станции в Антарктиде,
- в свое время Украина имела немалые достижения и наработки в области морских исследований,
- к сожалению, последние 20 лет возможности Украины были ограничены отсутствием НИС, пригодных для работы в океане, в т.ч. ледового класса.
В настоящее время для доставки годовых и сезонных экспедиций, а также грузов Украина пока вынуждена ежегодно фрахтовать иностранные суда.
Кроме того, в перспективе Украина хочет работать не только в Антарктиде, но и в Арктике, а, при необходимости, в других регионах Океана.
Однако решение кабмина имеет ряд подводных камней.
Во-первых, объем выделенных средств не указывается - в постановлении говорится лишь об увеличении расходов на антарктическую станцию Академик Вернадский на 244,5 млн грн (663,3 млн руб., для сравнения: стоимость дизель-электрического ледокола Виктор Черномырдин составила 12 млрд руб., ледоколов проекта ЛК-60 - порядка 50 млрд руб.).
Вторая проблема заключается в том, что данное решение неокончательное, поскольку его должен утвердить Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.
Тем не менее, Минобрнауки рассчитывает, что украинские полярники уже в 2021 г. отправятся на ледяной континент на собственном судне под флагом Украины.
Напомним, что в распоряжении Украины сейчас имеется единственный дизель-электрический ледокол Капитан Белоусов, спущенный на воду в 1953 г. и с 2017 г. пребывающий в нерабочем состоянии.
В последнее время судно было занято буксировкой транспортных кораблей на Азовском море в зимний период.
Построенный в 1993 г. на Херсонском судостроительном заводе ледокол типа Иван Папанин был приобретен Китаем в 1994 г. и активно работает под именем Сюэлун (Снежный дракон).