Трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна 4 июня 2021 г. приблизилась к точке окончания финального отрезка 2й нитки МГП Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Германии и готовится к стыковке с ранее построенным участком.
Строящее 1ю нитку краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский уверенно продвигается вперед, понемногу набирая темп работ.
В настоящее время суда проекта сосредоточены в 3 ключевых районах Балтийского моря:
- ИЭЗ Дании к югу от о. Борнхольм, район строительства 1й нитки,
- ИЭЗ Германии, район строительства 2й нитки,
- порт Мукран в Германии, где расположен логистический терминал МГП Северный поток-2.
ИЭЗ Дании к югу от о. Борнхольм, район строительства 1й нитки
Черский с 27 мая 2021 г. после маневров вдоль трассы МГП Северный поток-2 ведет трубоукладку в нормальном режиме.За последние 4 дня трубоукладчик прошел 2,612 км, увеличив среднюю скорость строительства с 635 до 653 м/сутки, пользуясь благоприятной погодой (скорость ветра 14 узлов, 4 балла по шкале Бофорта).
До окончания датского участка 1й нитки остается 61,29 км, при текущей скорости речь может идти о завершении работ в ИЭЗ Дании в начале сентября 2021 г., что согласуется со сроками в уведомлении Датского морского агентства для мореплавателей.
Вместе с Черским работают 6 вспомогательных судов:
- многофункциональные суда обеспечения (СО), буксиры-якорезаводчики Финвал, Вени и Оссой,
- многофункциональное аварийно-спасательное судно (МАСС) Мурман, выполняющее роль наблюдателя,
- МАСС Бахтемир и СО Сивуч, обеспечивающие контроль охранной зоны.
Ушедший 31 мая в порт Росток на севере Германии Оссой 3 июня вернулся к Черскому, в Росток отлучался и Сивуч, но также успел вернуться.
Мурман 1-3 июня работал с Фортуной, но затем сменился судном обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь и ушел в группу поддержки Черского.
Еще одно СО, Умка, за прошедшие дни активно курсировала между Мукраном, районом работ Фортуны и Черского.
ИЭЗ Германии, район строительства 2й нитки
ТУБ Фортуна за последние 4 дня продолжала строительство в рекордном темпе.За последние 4 дня баржа прошла 4,443 км вдоль трассы, укладывая более 1 км/сутки труб.
До точки, указанной в уведомлении Федерального морского и гидрографического агентства ФРГ (BSH) для мореплавателей как финальная точка отрезка МГП Северный поток-2 от границы с ИЭЗ Дании, баржу отделяет 70 м.
Движение Фортуна прекратила, готовясь к соединению построенного и уложенного ранее отрезков.
Напряженности в важный момент завершения работ по 2й нитке добавляет присутствие в районе к югу от о. Борнхольм ракетного эсминца ВМС США Roosevelt (DDG-80), прошедшего почти в 5 км севернее Фортуны.
Предстоит провести операцию надводного захлеста - стыкового кольцевого сварного соединения 2 участков трубопроводов в месте технологического разрыва.
Надводный захлест включает технологические операции:
- подъем обеих секций с морского дна на специальную платформу над водой;
- их сварку в единую нитку газопровода;
- проверку сварного шва;
- укладку на морское дно.
Общий вес, который может быть поднят во время работ, вероятно, более 400 т.
Процедура непростая, но Фортуна уже доказала, что способна выполнять технически сложные операции.
Далее Фортуна может:- уйти на отдых, например, в порт Висмар на севере Германии, как это делалось ранее,
- продолжить строительство в ИЭЗ Германии в помощь Черскому, где по 1й нитке остаются недостроенными 2 отрезка общей протяженностью 16,5 км (13,9 и 2,6 км).
- 2 СО, обычно выполняющие роль якорезаводчиков, - Венгери и Катунь,
- СОМП Балтийский исследователь, выполняющий роль наблюдателя,
- МАСС Спасатель Карев и буксир Капитан Беклемишев контролируют охранную зону вокруг Фортуны,
- рыболовецкие суда под флагом Германии Antares и Christin Bettina также контролируют охранную зону.
Балтийский исследователь, ранее изучавший район перехода МГП Северный поток-2 через МГП Северный поток, построенный Фортуной 14 мая, 3 июня вернулся к Фортуне, чтобы обеспечить поддержку в сложной операции надводного захлеста.
Мукран и другие локации
В порту Мукран базируются суда, обеспечивающие доставку труб из логистического хаба на терминале Юг на трубоукладочные суда.Транспортировку ТБД для ТУБ Фортуна обеспечивают многофункциональные суда (МФЛС) Владислав Стрижов и Юрий Топчев.
Оба судна за 4 дня совершили по 3 рейса к Фортуне и на данный момент находятся вблизи Фортуны, причем Владислав Стрижов свой груз на баржу пока не передавал.
СО Остап Шеремета и Иван Сидоренко работают с Черским.
На счету у Ивана Сидоренко 3 рейса, а у Остапа Шереметы - 2, но судно по дороге один раз заходило к Фортуне.
В настоящее время Остап Шеремета находится рядом с Ческим, а Иван Сидоренко недавно вышел из Мукрана.
СО Artemis Offshore, выполняющее функцию судна-курьера, совершило традиционный рейс между Калининградом и Ростоком.
Из г. Калининграда судно вышло 2 июня, зашло к Черскому, затем к Фортуне и 3 июня пришло в Росток, откуда в тот же день двинулось обратно.
По дороге из Ростока судно вновь зашло к Фортуне и сейчас движется к Черскому.