Москва, 9 янв - ИА Neftegaz.RU. 8 января 2020 г. штаб морских операций Атомфлота завершил операцию по выводу судна Спарта 3, заблокированного в Енисейском заливе.
Об этом сообщил Росатомфлот.
Роллер Спарта 3, оператором которого выступает Оборонлогистика , выполнял коммерческий рейс, следуя из порта Дудинки в Архангельск.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. №1487 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути» владельцем судна было получено разрешение ФГБУ «Администрация Северного морского пути» № 932/4 от 13 октября 2020 г. на плавание в районах 1 - 7 акватории СМП
Порт Дудинка относится к району № 6.
Несмотря на ледовый классArc4 т/х Спарта 3 у мыса Сопочная карга оказался затертым во льдах, толщина которого в припае достигала 70 см.
Продолжить движение роллера Спарта 3, используемого в качестве контейнеровоза, и буксира Кигориак по ранее проложенному каналу в Енисейском заливе стало невозможно из-за обширных торосов, образовавшихся при становлении припая.
15 декабря 2020 г. в Атомфлот обратились представители судовладельцев с просьбой оказать содействие по выводу этих судов из Енисейского залива.
На момент обращения судовладельцев в акватории Северного морского пути (СМП) по долгосрочным контрактам работали атомные ледоколы Ямал, Таймыр и Вайгач.
Руководство Атомфлота провело почти 9-дневные консультации с партнерами о возможности отвлечения 1го из ледоколов для оказания помощи заблокированным судам.
Лишь 24 декабря 2020 г., после завершения переговоров, из Обской губы в направлении Енисейского залива вышел атомный ледокол Вайгач.
Одной из сложностей проводки контейнеровоза Спарта 3 в ледовых условиях стало наличие у него бульба.
Эта носовая часть судна изменяет направление воды по всему корпусу корабля и уменьшает сопротивление.
Но данная конструктивная особенность не позволила взять теплоход на буксир методом «вплотную».
Перед началом проводки атомный ледокол Вайгач произвел околку контейнеровоза Спарта 3, а затем обновил и расширил ранее проложенный канал.
После этого атомоход взял судно на короткий буксир.
Благодаря профессионализму капитана атомного ледокола Вайгач А. Скрябина и слаженным действиям экипажа атомохода операция была выполнена в сжатые сроки.
27 декабря 2020 г. атомный ледокол Вайгач Атомфлота вывел из торосистого участка заблокированные в Енисейском заливе контейнеровоз Спарта 3 и ледокольный буксир Кигориак.
Продолжительность операции составила 19 ч.
После нее атомный ледокол вернулся к выполнению работ по контрактным обязательствам.
Контейнеровоз Спарта 3 и ледокольный буксир Кигориак направились на выход из Енисейского залива для дальнейшего следования в порт Архангельск.
Но спустя сутки вновь не смогли самостоятельно продолжить движение.
На севере Енисейского залива суда столкнулись с ледовыми полями, заблокировавшими их движение.
Кроме того, у теплохода Спарта 3 вышло из строя рулевое управление.
Ледокольный буксир сумел выйти на более легкий лед и покинуть данный район, а теплоход снова остался ждать помощи.
1 января 2020 г. к теплоходу Спарта 3 подошли атомный ледокол Вайгач и дизельный ледокол Адмирал Макаров, находящийся в оперативном управлении Росатомфлота.
Атомоход приступил к прокладыванию канала, а ледокол взял судно на буксир.
2 января 2020 г. караван вышел на более легкий лед западнее о. Белый в Карском море.
Атомный ледокол Вайгач вернулся к работе по контрактным обязательствам.
К ледоколу Адмирал Макаров присоединилось судно Спасатель Карев.
Вместе они продолжили буксировку теплохода.
Координация действий судов осуществлялась Штабом морских операций Атомфлота.
8 января 2020 г. дизельный ледокол Адмирал Макаров окончил проводку в Баренцевом море.
В настоящее время судно Спасатель Карев буксирует теплоход Спарта 3 в порт Архангельск.
Теплоход Спарта 3
Построен в 2009 г. под именем Scan Britania.
Куплен Оборонлогистикой в 2017 г. уже под именем Спарта III.
Это судно типа RORO (roll-on/roll-off) , предназначенное для перевозки грузов на колесной базе и пассажиров.
Имеет откидывающийся нос или корму (аппарель), как и большие десантные корабли (БДК) Минобороны РФ.
Оборонлогистика - эксклюзивно обеспечивает доставку грузов для Минобоороны, но нередко доставляет коммерческие грузы.
Автор: А. Чижевский