«Чайка-СПГ» спроектировано Зеленодольским проектно-конструкторским бюро и было заложено в феврале 2020 г.
Это первый опыт строительства речного пассажирского судна на сжиженном газе с использованием отечественных комплектующих.
План мероприятий по реализации пилотного проекта применения речных судов на СПГ на туристических маршрутах республики Газпром и Татарстан подписали в октябре 2019 г.
Заказ на строительство на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького пассажирского судна «Чайка-СПГ» был размещен Государственной транспортной лизинговой компанией по итогам открытого конкурса.
Тезисы премьер-министра Татарстана А. Песошина:
- Татарстан стал одним из первых регионов, где совместно с Газпромом ведется большая системная работа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на различных видах транспорта;
- использование природного газа на речных судах определяется его лучшими экологическими характеристиками и позволит снизить стоимость перевозок.
Пока нет инфраструктуры для массового использования данного транспорта, поэтому в планах руководства республики также строительство завода по производству СПГ.
В перспективе на данный вид топлива планируется переводить не только туристические суда, возводимые на Зеленодольском заводе.
«Чайка-СПГ»:
- оборудовано современными системами кондиционирования и отопления;
- снабжено системой «Аудиогид» на 5 языках;
- имеет панорамный обзор и возможность курсировать под низкими мостами;
- для использования СПГ в качестве топлива на теплоходе установлены 2 криогенные емкости объемом по 6,7 м3 каждая.
Для этого будет использован криогенный передвижной автогазозаправщик, рассчитанный на перевозку 16 т топлива.
Для размещения заправщика на территории Зеленодольского завода им. А.М. Горького определена площадка и обеспечены все необходимые технические условия.
Характеристики судна:
- длина - 58,8 м;
- ширина – 10,8 м;
- осадка – около 1,2 м;
- скорость судна - около 18 км/час;
- дальность плавания по запасам топлива - 400 км;
- автономность – 24 часа;
- экипаж – 3 чел. и 8 чел. обслуживающего персонала;
- судно вмещает до 176 пассажиров.
Татарстан в целом нацелен на увеличение потребления природного газа, в т.ч. СПГ, поэтому построенное судно - лишь одна из ступеней продолжающейся работы.
Кроме этого, в республике строятся новые газозаправочные станции, планируются 2 завода по сжижению природного газа (Газпром и ТопГаз), а также увеличивается доля автомобильной техники, использующей ГМТ.
Автор: А. Игнатьева