- судно данного типа предназначено для круглогодичного плавания в акваториях Черного и Азовского морей;
- научно-исследовательский корабль «Пионер-М» сможет находиться на расстоянии до 50 морских миль от берега;
- закладка «Пионер-М» - настоящее историческое событие, так как проект будет создан при тесном сотрудничестве науки и промышленности.
Научно-исследовательское судно с технологией безэкипажного судовождения «Пионер-М»
Пионер-М - маломерное НИС катамаранного типа.Назначение:
- выполнение научно-исследовательских работ в акваториях Черного и Азовского морей с удалением от места убежища до 20 морских миль;
- выполнение океанографических, гидробиологических, гидрохимических, геоморфологических, гидроакустических и водолазных работ;
- отработка технологии «безэкипажного» судовождения.
Участники проекта:
- Севастопольский государственный университет на базовой кафедре «Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа», созданной ЦКБ Коралл:
- при поддержке Минобрнауки России - применение технологии проектирования, основанной на идеологии жизненного цикла судна,
- автономно - отработка технологий беспилотного судна с отбора проб морской воды в заданной точке;
- Центр компетенций Национальной технологической инициативы СПбПУ «Новые производственные технологии» - создание цифрового двойника корпуса судна:
- позволяет сократить сроки проектирования;
- позволяет осуществлять мониторинг корпуса судна на этапе эксплуатации;
- СНСЗ - формирование композитного корпуса;
- крымский Судокомпозит - создание надстройки;
- Севастопольский морской завод (Филиал Центра судоремонта Звёздочка) - монтаж, сборка и достройка судна;
- ввод в эксплуатацию - 2022 - 2023 гг;
- стоимость проекта:
- строительство - около 300 млн руб;
- дооснащение (беспилотность) - около 300 млн руб;
- финансирование -по федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».
Технические характеристики НИС Пионер-М:
- длина - 25,7 м, ширина - 9 м, высота борта - 3,1 м, осадка - 1,5 м,
- скорость - 10 узлов,
- дальность - 500 миль,
- водоизмещение - 82 т,
- автономность - 6 сут,
- мореходность - 3,5 балла.
Перспективы БПНА
- подавляющее число операций на море можно автоматизировать:
- доставка груза от берега до морской платформы (МП),
- вывоз расходных материалов с морских объектов;
- паромные переправы;
- морские экскурсии;
- экологический мониторинг прибрежных вод.
- внедрение беспилотников позволит экономить на самых дорогих затратах:
- систем жизнеобеспечения;
- систем обеспечения безопасности людей;
- управление беспилотниками можно осуществить с берега
Автор: Н. Жабин