Об этом сообщила Корпорация МИТ РИА Новостям.
На пороге серийного производства
Тезисы от Корпорации МИТ:- в настоящее время опытный образец флота ГРП проходит полевые испытания согласно утвержденным программно-методическим документам,
- поставка первого серийного образца отечественного флота ГРП намечена на 2025 г.
Тестирование опытного образца российского флота ГРП
- стендовые испытания, в условиях полностью имитирующих условия недропользования, успешно завершились на ФНПЦ Титан-Баррикады (входит в Роскосмос) 27 сентября 2023 г.
- заключительным этапом проекта стала проверка жизнеспособности и эффективности флота на действующем нефтяном месторождении.
- ранее Газпром нефть анонсировала на 2023 г. тестирование флота ГРП на Южно-Приобском месторождении, ключевом активе своей дочки Газпромнефть-Хантос,
- договор на проведение тестирования на месторождениях ХМАО Газпром нефть и российская нефтесервисная компания МеКаМинефть подписали в сентябре 2022 г.,
- 15 декабря 2023 г. МеКаМинефть сообщила, что приступила к испытаниям.
Отечественный флот ГРП и как его создавали
Гидроразрыв пласта является одним из ключевых методов повышения нефтеотдачи (МУН) при разработке трудноизвлекаемых запасов углеводородов (ТрИЗ).Флот ГРП представляет собой комплекс оборудования, обеспечивающий повышения добычи ТрИЗ за счет интенсификации притока жидкости к скважинам путем создания высокопроводимой трещины в целевом пласте.
Создание отечественного флота ГРП стало важной задачей для России после первого раунда западных санкций в 2014 г.
В составе Научно-технического совета по развитию нефтегазового оборудования при Минпромторге РФ действует экспертная группа Технологии, техника и сервис эксплуатации скважин, методы увеличения нефтеотдачи, ГРП, разработки ТрИЗ.
В рамках проводимой экспертной группой работы было сформировано обобщенное техзадание на разработку комплекса оборудования, необходимого для проведения ГРП, согласованное 13 организациями, в т.ч. Роснефтью, Газпром нефтью, Татнефтью, Технологической компанией Шлюмберже и др.
Разработка флота ГРП в соответствии с этим ТЗ осуществляется в рамках реализации 2 проектов - Корпорации МИТ и РУС ГРП.
По решению правительства РФ Корпорация МИТ, известная как производитель стратегических ракет Тополь и Ярс, была определена головным исполнителем проекта по созданию российского Флота ГРП.
Ключевым разработчиком оборудования флота ГРП и площадкой тестирования стал ФНПЦ Титан-Баррикады.
Хронология проекта:
- декабрь 2018 г. - ФНПЦ Титан-Баррикады представил на рассмотрение экспертов эскизный проект создания мобильного комплекса гидроразрыва нефтяных и газовых пластов,
- ноябрь 2021 г. - пилотный образец флота ГРП был представлен на ФНПЦ Титан-Баррикады, тогда же был подписан акт о завершении этапа изготовления комплекса,
- декабрь 2021 г. - на площадке Титан-Баррикады в г. Волгоград МИТ совместно с предприятиями нефтегазовой отрасли начал испытания первого отечественного комплекса ГРП,
- май 2023 г. - на ФНПЦ Титан-Баррикады запущен комплекс по производству оборудования для ГРП мощностью до 10 флотов/год,
- сентябрь 2023 г. - Центр компетенций технологического развития ТЭК при Минэнерго РФ, Газпром нефть, Газпромнефть НТЦ, СП МеКаМинефть, Корпорация МИТ и ФНПЦ Титан-Баррикады утвердили акт об успешном проведении наземной экспериментальной отработки пилотного флота ГРП на стенде Титан-Баррикады, полностью имитирующем условия недропользования.
- декабрь 2023 г. - начало испытаний комплекса ГРП на месторождении.
Обычно в состав флота ГРП входят 10-20 крупноразмерных установок на грузовых шасси для проведения ГРП.
Флот ГРП от МИТ включает 12 агрегатов, каждый из которых размещен на собственном шасси.
В состав комплекса в т.ч. входят гидратационная установка, установка подогрева жидкости, насосная установка, смесительная установка, машина перевозки емкостей, машина манифольдов, машина подачи сыпучих материалов, машина химдобавок, машина управления, полевая лаборатория.
Возможности и преимущества флота ГРП от МИТ:
- гарантированное обеспечение проведения всех видов ГРП, в т.ч. большеобъемного высокоскоростного ГРП за одну операцию одним флотом, что является ключевым элементом разработки месторождений в Западной Сибири, в частности баженовской свиты,
- возможность полного автоматического управления процессом ГРП в режиме реального времени с комплексным контролем, отображением и документированием параметров процесса и данных скважинной телеметрии,
- оптимизация состава флота за счет совмещения функций технологических и обеспечивающих процессов,
- максимально возможный на сегодня уровень локализации производства агрегатов на территории РФ, идут работы по замене поставляемых комплектующих, в т.ч. импортных, на изделия собственного производства, начато их изготовление.
Не только МИТ
В России ведет работу в среднем 100-120 флотов ГРП/год, все они иностранной сборки.Из числа действующих флотов ГРП выбывает 3-5 ед./год, их необходимо заменить российскими разработками.
Также возникает необходимость замены отдельных машин флота ГРП, эта задача также решается.
Тюменский опытно-экспериментальный завод геофизического приборостроения (ТОЭЗГП), входящий в группу компаний Шлюмберже, запустил серийное производство блендер-смесительных установок SBF-620 для флота ГРП.