Литий-ионные аккумуляторы состоят из 2х частей:
- катода, т.е. положительно заряженного электрода,
- анода – электрода отрицательного заряда.
Роль электрода – природный или синтетический графит, который производится из пека (остатков перегонки торфяного, угольного и древесного дегтя) и нефтяного кокса.
Во время разряда ионы лития перемещаются от анода к катоду через электролит (проводник электрического тока), а во время заряда – от катода к аноду.
Рынок
Распространение электромобилей привело к резкому скачку спроса на графит, однако круг его производителей является весьма ограниченным.Глобальная добыча природного графита в 2022 г. составила 1,3 млн т, из которых свыше 85% приходилось на Китай (850 тыс. т), Мозамбик (170 тыс. т) и Мадагаскар (110 тыс. т).
Поэтому на рынке востребованы альтернативы графиту, одной из которых может стать лигнод.
Лигнод
- продукт переработки лигнина,
- извлекают при производстве целлюлозных волокон.
- лигнин из сосны и ели, который производится в качестве побочного продукта при варке целлюлозы, перерабатывается в твердый углеродный порошок,
- из него изготавливаются электродные листы и рулоны – из них «нарезается» материал для отрицательного анода литий-ионных батарей.
Пилотное производство лигнода началось в июле 2021 г.
В 2025 г. Stora Enso планирует наладить коммерческий выпуск батарей с анодом на основе лигнина.
При этом компания активно внедряет «древесные» технологии в возобновляемой энергетике.
В 2022 г. Stora Enso совместно с деревообрабатывающей Modvion объявили о планах по производству башен для ветротурбин, материалом для которых станет клееный брус из шпона (LVL), популярный в строительстве здании и мостов.