Участники Консорциума: GCMD, Фонд Инициатива по изменению климата в нефтегазовой отрасли (OGCI) и судоходная Stena Bulk .
Одобрение регулятора, занимающегося сертификацией судов в США, открывает 2й этап проекта REMARCCABLE (Realising Maritime Carbon Capture to demonstrate the Ability to Lower Emissions), целью которого является разработка технологий улавливания, утилизации и хранения CO2 (CCUS) для морских грузоперевозок.
В 2018 г. Международная морская организация (ИМО) дерзко заявила о стремлении в 2 раза сократить общие годовые выбросы парниковых газов от международного судоходства к 2050 г. по сравнению с уровнями 2008 г. Конечно можно продолжить разработку топлива с низким и 0м содержанием углерода, но это все равно не позволит достичь такой амбициозной цели.
Эксперты утверждают: 85% топливной смеси для судовых двигателей останется на ископаемом топливе к 2030 г. и 34% - к 2050 г.
GCMD решила оптимизировать благую идею сократить выбросы парниковых газов с существующих судов, предложив проект REMARCCABLE:
- улавливание углерода прямо на борту судна;
- возможность переработки собранного CO2 для производства альтернативных видов топлива.
Проект REMARCCABLE
- цель:
- улавливание не менее 30% абсолютного CO2, или приблизительно 1000 кг / час,
- создание пути снижения стоимости улавливания CO2 до 150 евро / т или ниже, ч т о позволит коммерциализировать проект;
- будет построена и протестирована пилотная морская система улавливания углерода;
- система будет установлена на нефтеналивной танкер типоразмера medium range (MR) компании Stena Bulk ;
- в процессе тестирования будет проведена оценка эксплуатационных проблем, связанных с эксплуатацией такой системы на судне в море;
- тестирование будет включать:
- более 500 часов улавливания выхлопных газов от сжигания мазута с высоким содержанием серы (HSFO) или мазута с очень низким содержанием серы (VLSFO),
- выгрузку собранного и сжиженного CO2 (LCO2) в портах по маршруту 10-дневного плавания,
- после успешного этапа испытаний система улавливания углерода останется на танкере компании Stena Bulk для продолжения использования;
- использование непатентованного оборудования и техпроцессы позволит публично использовать результаты тестирования и внедрить проект повсеместно.
- 1й этап: концептуальное проектирование и предварительное инженерно-техническое исследование (FEED) системы улавливания CO2 для морских судов;
- 2й этап: создание прототипа установки и проведение испытаний на «берегу»;
- 3м этап: проведение испытания установки на нефтеналивном танкере класса MR продолжительностью 500 часов, во время которых будет происходить улавливание CO2, его сжижение и отгрузка в портах на пути следования.
- типоразмера MR (дедвейтом от 25 тыс. до 79,9 тыс. т), входящих в 4ку самых популярных типов судов для транспортировки нефти,
- типоразмер VLCC (от 200 тыс. до 320 тыс. т), Suezmax (160 тыс. т) и Aframax (от 80 тыс. до 120 тыс. т).
Проект пополнит ряд инноваций, призванных снизить углеродный след в морских перевозках.
Напомним, что ранее Qiyao Environ Tec, дочка Шанхайского НИИ морских дизельных двигателей, создала установку, позволяющую поглощать до 85% углекислого газа от сжигания судового топлива.Улавливание CO2 c ее помощью происходит в несколько этапов:
- сначала углекислый газ подается в абсорбер, заполненный раствором на основе амина, который «впитывает» диоксид углерода;
- затем насыщенная углекислым газом жидкость подается на колонну сепарации газов, где из нее под воздействием высокой температуры происходит извлечение CO2;
- на последнем этапе «изъятый» углекислый газ сжимается, очищается и охлаждается до состояния жидкости, которую можно хранить в низкотемпературной резервуаре.
- морские перевозки - 11% эмиссии CO2 ;
- автомобильные перевозки - 75%,
- воздушные перевозки - 13 %;
- железнодорожные - 1%.