Москва, 28 фев - ИА Neftegaz.RU. Ученые-химики из МГУ им. М. Ломоносова создали катализатор, позволяющий эффективно удалять примеси серы из бензина.
Результаты исследования опубликованы в ACS Omega.
Ученые отмечают, что новый катализатор отличается высоким качеством, эффективностью и экономичным расходом.
Из-за содержания серы в топливе при сгорании образуют ядовитые летучие оксиды.
Во всем мире содержание серы в топливе строго регулируется.
Сегодня серу и ее соединения из топлива чаще всего удаляют из топлива с помощью гидроочистки.
Это предполагает обработку топлива водородом.
Такая технология очистки требует поддержания высокой температуры и давления, кроме того, нужен дешевый источник водорода.
Поэтому такая технология доступна не всем НПЗ.
Такие предприятия часто проводят окислительное обессеривание бензина, этот процесс имеет 2 стадии, но не требует использования водорода и больших затрат электроэнергии.
Однако в таком случае нужен катализатор, определяющий скорость, эффективность и селективность взаимодействия окислителя с компонентами топлива.
При этом нельзя затрагивать вещества, которые определяют свойства топлива: полициклические углеводороды, ароматические компоненты, т.к. это снижает качество продукта.
Суть новой разработки ученых - новая структура катализатора и метод его синтеза.
К поверхности молекулы оксида титана химически «пришиты» сульфогруппы, обработанные гептамолибдатом аммония.
Сульфогруппы способны катализировать процесс окисления серосодержащих соединений, а также предотвращать вымывание гептамолибдата аммония с поверхности системы.
Такая система очистки может быть сконструирована из доступных в промышленности веществ, при этом температура работы - всего 80°C.
Технология позволяет уменьшить содержание серы в модельном топливе в 10 раз за 10 мин.
Эффективность катализатора подтверждена в лабораторных условиях.
На обессеривания нескольких миллилитров топлива нужно несколько миллиграммов такого катализатора - около 0,5% по массе всей системы.
Модельная очистка дизельной фракции показала результат в 88%.
Ученые в ближайшем будущем займутся определением оптимальных условий для более полного обессеривания нефтяных фракций.
Когда технология будет запущена на заводах, не уточняется.Автор: А. Шевченко