Санкт-Петербург, 4 мар - ИА Neftegaz.RU. Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета разработали технологию, которая позволит защитить литий-ионные аккумуляторы от возгорания.
Об этом сообщила пресс-служба СПбГУ.
Исследование было поддержано грантом РНФ 19-19-00175.
Результаты опубликованы в Journal of Power Sources.
Ученые предлагают использовать для покрытия токоотвода батарей «химический предохранитель» - специальный защитный слой из проводящего полимера.
Если происходит нештатная ситуация, слой разрывает электрическую цепь, спасая устройство от возгорания.
Обычный аккумулятор в нештатной ситуации вздувается из-за выделения газов, а защищенный - остается плоским.
Руководитель группы ученых, профессор кафедры электрохимии СПбГУ О. Левин печально сообщил:
- возгорание литий-ионных аккумуляторов - распространенная проблема, с которой сталкиваются владельцы самых разных устройств (в т.ч. смартфонов, электрокаров).
- в 2013 - 2018 гг. только в США было зафиксировано 25 000 случаев возгорания батарей в различных устройствах.
- в 1999 - 2013 гг. было только 1013 случаев.
- логично, что число пожаров возрастает вместе с ростом количества использующихся аккумуляторов.
Элемент питания начинает нагреваться и наступает так называемый тепловой разгон.
Когда температура достигает 70-90 оС, в аккумуляторе появляются нежелательные химические реакции, и уже они провоцируют дальнейший рост температуры.
По итогу случается либо возгорание, либо взрыв.
Но и схема может отказать (к примеру, из-за заводского дефекта) - и тогда аккумулятор все же взрывается или загорается.
Таким механизмом стал особый полимер, предложенный учеными.
Пояснения О. Левина:
Новый полимер:
- электропроводность полимера меняется в зависимости от напряжения в аккумуляторе;
- если батарея работает в штатном режиме - полимер прекрасно проводит ток;
- если аккумулятор заряжается слишком сильно, полимер становится почти изолятором;
- аналогичным образом он действует, если происходит короткое замыкание, и напряжение в батарее падает ниже номинальных пределов
- проблема этой технологии, которую пытались внедрить в тч на петербургских предприятиях, заключается в том, что, если этот полимер срабатывает - значит, батарея уже начала нагреваться и в ней идут нежелательные процессы, которые не всегда можно остановить, просто разомкнув цепь;
- поэтому такой способ защиты нельзя назвать эффективным;
- но подобные разработки стали толчком к поиску полимера, который меняет свое сопротивление еще до того, как батарея начала нагреваться.
Работа над созданием технологии с соавторами заняла около 2х лет:
- аспирант кафедры электрохимии Е. Белецкий имел опыт разработки реальных систем защиты аккумуляторов и участвовал в экспериментальной части работы над полимером;
- аспирант кафедры А. Федорова занималась расчетом физико-химических свойств материала.
В результате был обнаружен класс полимеров, сопротивление которых меняется в зависимости от напряжения.
Сложности в разработке химического предохранителя:
- самое сложное - поиск конкретного активного полимерного материала;
- известно множество полимеров этого класса, но выбрать образец для создания прототипа, оказалось нелегко;
- сложно было отработать технологию - создать полупромышленный образец, чтобы показать эффективность защиты. Пришлось отработать методики работы с компонентами литий-ионных аккумуляторов.
Особенности технологии:
- при создании литий-ионных аккумуляторов используются разные виды катодов - электрических проводников, к которым направлено движение электронов;
- у них разное рабочее напряжение, и в каждом случае защитный полимер должен вести себя по-разному;
- уже подобран полимер к 1 типу аккумуляторов - литий-железо-фосфатному;
- ведется работа по изменению структуры полимера в надежде, что удастся сдвинуть окно проводимости, чтобы он подходил и к другим типам катодов, которые существуют на рынке;
- есть идея сделать защиту более универсальной, добавив в полимер защиту, действующую при изменении температуры в аккумуляторе. Это позволит исключить все возможные причины возгорания.
Новую технологию легко масштабировать - применять можно как в малых, так и в больших аккумуляторах.
Перед публикацией статьи СПбГУ получил патент на изобретение ученых.
Сейчас ученые создают полноразмерные макеты защищенных аккумуляторов для демонстрации потенциальным инвесторам.Автор: А. Шевченко, О. Бахтина