Разработка ТрИЗ – это необходимость
Сегодня традиционных «легких» запасов нефти становится все меньше. Более 50% запасов углеводородов в России, по оценкам ГКЗ, уже относятся к трудноизвлекаемым, а к 2030 году их доля достигнет 80% (такие данные озвучивались Минэнерго РФ). Именно поэтому создание и внедрение технологий освоения таких запасов закреплены как один из приоритетов Энергетической стратегии России до 2050 года.В настоящее время в перечень ТрИЗ, на которых могут быть реализованы технологические полигоны, включены:
- абалакские, хадумские и доманиковые продуктивные отложения;
- сверхвязкая нефть (СВН);
- низкопроницаемые ачимовские пласты;
- залежи нефти кумско-керестинской свиты на Северном Кавказе;
- отложения палеозоя Западной Сибири.
Например, согласно оценкам Роснедр, извлекаемые ресурсы абалакской свиты, преимущественно сосредоточенные в Западной Сибири, превышают 170 млн т, а добыча в 2019 г. составляла около 3 млн т.
Спикеры были едины во мнении: именно технологические полигоны должны стать драйвером поиска «ключей» к этим сложным активам.
Технологические полигоны, без которых не обойтись
Официально технологические полигоны как новый вид недропользования появились в России несколько лет назад. В 2021 году «Газпром нефть» первой из отечественных компаний получила две лицензии на разработку технологий добычи «трудной» нефти. Испытательные площадки были созданы на Пальяновском и Салымском-3 участках в Ханты-Мансийском автономном округе. На сегодняшний день российским компаниям выдано 19 лицензий на создание техполигонов.В отличие от традиционных лицензий на разведку и добычу полигоны нацелены на создание, тестирование и внедрение инноваций для разработки ТрИЗ и повышения нефтеотдачи. Данный механизм позволяет компаниям сфокусироваться на развитии технологий, а не на обязательствах по бурению или работе с запасами, характерных для традиционной модели работы. Также упрощается порядок подготовки и согласования проектной документации.
В 2025 году «Газпром нефть» сформировала крупнейшую в стране сеть из пяти технологических полигонов. Две новые площадки формируются на Верхнесалымском и Холмогорском участках в ХМАО-Югре, еще одна – на Ямбургском месторождении в ЯНАО.
В рамках этих проектов планируется испытание новых решений по широкому спектру направлений: от оборудования для геофизических исследований скважин и бурения до отечественных технологий гидроразрыва пласта (ГРП), реагентов для интенсификации добычи и специализированного программного обеспечения для моделирования ТрИЗ.
Компания выделяет для себя четыре ключевых технологических направления:
- локализация запасов;
- бурение сложных высокодебитных горизонтальных скважин;
- развитие технологий ГРП;
- повышение коэффициента извлечения нефти (КИН), в том числе путем термохимического воздействия на пласт.
В настоящее время компания сосредоточена на:
- разработке специализированных методик и расширенных лабораторных исследований низкопроницаемого керна;
- формировании методики и программы работ по доизучению ТрИЗ, включая комплекс необходимого оборудования и технологий;
- совершенствовании методов ГРП и подборе наиболее эффективных жидкостей ГРП;
- определении наиболее эффективной системы разработки концепции методов увеличения нефтеотдачи.
«Ключевая проблема промышленной разработки труднодоступных запасов –
крайне низкие экономические показатели проектов. Однако несмотря на сложность, эти отложения обладают серьезным стратегическим потенциалом для России», – подчеркнул А. Бастраков.
Государство и бизнес: синхронизация усилий
Эксперты неоднократно подчеркивали: без активного наращивания объемов разработки ТрИЗ уже после 2030 г. страна может столкнуться с существенным падением нефтедобычи. Чтобы этого избежать, необходимо не только развивать технологии, но и корректировать государственную нормативно-правовую базу.По мнению участников дискуссии, требуется:
- расширить перечень категорий трудноизвлекаемых запасов, что позволит развивать технологические полигоны на большем числе участков;
- создать более гибкие налоговые инструменты и меры господдержки, стимулирующие масштабирование нового технологического уклада в отрасли.
«Мы изучили международный опыт и увидели, что в целом идем в одном ряду с лучшими мировыми практиками, но этого недостаточно. В России пока нет полноценной среды, где можно было бы быстро проверять подобные технологии, и мы вынуждены создавать ее фактически с нуля», –
подчеркнул А. Угрюмов.
Панельная дискуссия продемонстрировала высокий уровень готовности нефтегазовой индустрии к переходу на новую технологическую траекторию. Но важно понимать, что будущее ТрИЗ – это партнерство бизнеса и государства. Только синхронное развитие технологий, нормативной базы и экономических стимулов позволит обеспечить энергетическую безопасность страны и выполнение стратегических целей.
Автор: А. Никитина






