Мировые запасы нефти упали до рекордно низкого уровня в 2016 г, так как компании продолжали сокращать расходы, а обычные нефтяные проекты развивались на самом низком уровне за последние 70 лет.
Об этом 27 апреля 2017 г сообщает Международное энергетическое агентство (МЭА).
Обе тенденции продолжаться и в 2017 г.
Открытие новых запасов нефти сократились до 2,4 млрд баррелей в 2016 г по сравнению со средним показателем в 9 млрд барр / год за последние 15 лет.
Объем ресурсов, разрабатываемых в 2016 г, снизился до 4,7 млрд баррелей, что на 30% ниже, чем в 2015 г, поскольку число проектов, которые получили окончательное инвестиционное решение (ОИР), упало до самого низкого уровня с 1940х гг.
Резкое замедление активности в нефтянке стало результатом сокращения инвестиционных расходов, вызванных низкими ценами на нефть.
Это вызывает дополнительную озабоченность глобальной энергетической безопасностью в период обострения геополитических рисков в некоторых крупных странах-производителях, таких как Венесуэла.
Резкий спад в нефтянке традиционно контрастирует с устойчивостью американской сланцевой отраслью промышленности.
Там инвестиции резко возросли, и объем производства увеличился, поскольку добывающим компаниям удалось снизить издержки производства на 50% с 2014 г.
Рост добычи сланцевой нефти и сланцевого газа в США стал фундаментальным фактором не повышения цен на нефть, и как следствие, сокращения инвестиций в нефтянку.
Добыча нефти составляет 85 млн барр/сутки, в тч:
- 69 млн барр/сутки - традиционная нефть,
- 6,5 млн барр/сутки - американская сланцевая нефть,
- 9,5 млн барр/сутки - газовый конденсат, нефть из нефтеносных песков, битуминозная и вязкая нефть.
Любопытно, что на декабрь 2016 г Управление по информации в области энергетики (EIA) Минэнерго США дерзко прогнозировала снижение объема добычи сланцевой нефти в США на 20 тыс барр/сутки, до 4,498 млн барр/сутки, а в январе 2017 г - рост на 2 тыс барр/сутки, до 4,542 млн барр/сутки.
Добавим, что нынешний рост добычи сланцевой нефти подстегивается избранным президентом США Д. Трампом, который на конференции Williston Basin Petroleum Conference в г Бисмарке говорил о намерении увеличить добычу сланцевой нефти и газа с помощью технологий гидроразрыва пласта (ГРП).
В ближайшие 5 лет мировой спрос будет расти на 1,2 млн барр/сутки , МЭА неоднократно предупреждало, что длительный период резкого снижения нефтяных инвестиций может привести к ужесточению поставок.
Ожидается, что расходы на геологоразведочные работы (ГРР) снова упадут в 2017 г 3й год подряд до уровня менее 50% о уровня ГРР в 2014 г, что приведет к еще 1 году низких открытий. Уровень новых проектов разведки и добычи нефти в 2017 г остается депрессивным.
Ключевым вопросом для будущего нефтяного рынка является то, как долго может рост добычи сланцевой нефти в США компенсировать медленные темпы роста остальной нефти.
Сланцевая отрасль промышленности США снизила свои издержки до такой степени, что во многих случаях она сейчас более конкурентоспособна, чем обычные проекты.
Например, средняя уровень безубыточности в Пермском бассейне в Техасе сейчас составляет до 45 долл США / барр.
Ожидается, что к 2022 г добыча сланцевой нефти в США увеличится на 2,3 млн барр/сутки при текущих ценах и еще больше увеличится, если цены будут расти.
Глубоководный добыча, на который приходится почти 1/3 добычи нефти и являющаяся важнейшим компонентом будущих глобальных поставок, особенно сильно пострадала от замедления развития нефтянки.
В 2016 г только 13% проектов реализовывалось на море, по сравнению с более чем 40% в среднем в период 2000 - 2015 гг.
Например, в Северном море инвестиции в нефтяную отрасль промышленности сократились до менее 25 млрд долл США в 2016 г, что примерно в 2 раза ниже уровня 2014 г.
Это приближается к уровню расходов на проекты в области ветроэнергетики в Северном море, которые выросли в 2 раза до порядка 20 млрд долл США в 2016 г.