Такие данные приводит Международное энергетическое агентство (МЭА) в представленном 22 июня 2022 г. отчете World Energy Investment 2022.
Дивный зеленый мир МЭА...
Основная часть этого прироста придется на инвестиции в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и сети, а также в повышение энергоэффективности.В течение 5 лет после подписания Парижского соглашения в 2015 г. инвестиции в ВИЭ росли всего на 2%/год, однако с 2020 г. темпы роста значительно ускорились и достигли 12%/год.
Расходы подкреплялись фискальной поддержкой со стороны правительств, а также ростом устойчивого финансирования, особенно в странах с развитой экономикой.
В настоящее время на ВИЭ, сети и хранилища приходится более 80% общих инвестиций в энергетический сектор.
Расходы на фотоэлектрические солнечные батареи, аккумуляторы и электромобили в настоящее время растут темпами, соответствующими достижению глобального 0го уровня выбросов к 2050 г.
МЭА отмечает быстрый рост инвестиций в новые технологии, в частности, на аккумуляторы, водород с низким уровнем выбросов, а также на утилизацию и хранение углерода, но агентство признает, что этот рост во много объясняется эффектом низкой базы.
Ожидается, что инвестиции в аккумуляторные накопители энергии увеличатся более чем в 2 раза и достигнут почти 20 млрд долл. США в 2022 г.
...и его темные стороны
Одновременно МЭА признает, что почти 50% в общем объеме роста инвестиций пришлось на увеличение затрат по всей цепочке строительства мощностей ВИЭ - от рабочей силы и услуг до материалов, таких как цемент, сталь и важнейшие полезные ископаемые.МЭА призывает к более крупным и диверсифицированным инвестициям, чтобы смягчить ценовое давление и создать более устойчивые цепочки поставок экологически чистой энергии.
Мировые расходы на разведку таких полезных ископаемых выросли на 30% в 2021 г., при этом увеличение в США, Канаде и Латинской Америке открывает перспективы более диверсифицированного предложения в ближайшие годы.
Еще одну проблему МЭА видит в том, что рост расходов на чистую энергию распределяется неравномерно, а большая их часть приходится на страны с развитой экономикой и Китай, тогда как на некоторых рынках опасения по поводу энергетической безопасности и высокие цены побуждают к увеличению инвестиций в поставки ископаемого топлива, особенно в уголь.
Несмотря на некоторые положительные моменты, такие как развитие солнечной энергетики в Индии, расходы на ВИЭ в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах (за исключением Китая) остаются на уровне 2015 г. и не увеличились с момента заключения Парижского соглашения.
Развитие чистой энергетики в развивающихся странах сдерживается недостаточностью госсредств для поддержки ВИЭ, слабостью политики в этой части, экономическими трудностями и высокой стоимостью заимствований, что снижает экономическую привлекательность капиталоемких ВИЭ.
МЭА призывает к большей поддержке ВИЭ в развивающихся стран, в т.ч. со стороны международных институтов развития, для увеличения этих уровней инвестиций и преодоления растущих региональных различий в темпах инвестиций в энергопереход.
Китай МЭА упрекает за продолжающееся развитие угольных мощностей.
Хотя Китай обязался прекратить строительство угольных электростанций за рубежом, значительный объем новых угольных мощностей поступает на внутренний рынок страны.
МЭА отмечает 10%-ный рост инвестиций в поставку угля в 2021 г., в основном за счет развивающихся экономик Азии, и ожидает сопоставимого роста в 2022 г.
Грязное ископаемое топливо
По данным МЭА, инвестиции в нефть и газ выросли на 10% по сравнению с прошлым годом, они остаются значительно ниже уровня 2019 г.В целом, сегодняшние расходы на нефть и газ находятся между 2 представлениями о будущем:
- они слишком высоки для пути, связанного с ограничением глобального потепления до 1,5оC,
- но недостаточны для удовлетворения растущего спроса в сценарии, когда правительства придерживаются сегодняшних политических установок и не выполняют свои климатические обязательства.
Высокие цены на энергоносители нанес ущерб домохозяйствам, отраслям и экономике в целом, особенно сильно в развивающихся странах.
Причину МЭА видит в действиях России на Украине, признавая, что некоторую нехватку экспорта из России придется покрыть за счет производства в других странах, в частности, природного газа, что потребует развития инфраструктуры для сжиженного природного газа (СПГ) для облегчения диверсификации поставок.
С другой стороны, высокие цены приносят беспрецедентную прибыль производителям нефти и газа.
В 2022 г. доходы мирового нефтегазового сектора вырастет до 4 трлн долл. США в 2022 г., что более чем в 2 раза превышает средний показатель за 5 лет, при этом основная его часть будет приходиться на крупные государства-экспортеры нефти и газа.
Эти непредвиденные доходы предоставляют производителям нефти и газа уникальную возможность профинансировать трансформацию своей экономики, а крупным нефтегазовым компаниям - сделать больше для диверсификации своих расходов.
Доля расходов нефтяных и газовых компаний на ВИЭ растет медленно - на инвестиции в чистую энергетику приходится около 5% капзатрат нефтегазовых компаний во всем мире по сравнению с 1% в 2019 г.
Одновременно МЭА признает, что рост инвестиций в энергетический сектор по-прежнему недостаточен для того, чтобы справиться с текущим энергетическим кризисом.
Исполнительный директор МЭА Ф. Бироль призвал более активно наращивать инвестиции в ВИЭ, чтобы ослабить развивающийся кризис.
Тезисы от Ф. Бироля:
- мы не можем позволить себе игнорировать ни сегодняшний глобальный энергетический кризис, ни климатический кризис,
- хорошая новость заключается в том, что нам не нужно выбирать между ними,
- мы можем решать и то, и другое одновременно,
- огромный всплеск инвестиций для ускорения перехода на экологически чистую энергию - единственное долгосрочное решение,
- этот вид инвестиций растет, но нам нужно гораздо более быстрое увеличение, чтобы ослабить давление на потребителей из-за высоких цен на ископаемое топливо, сделать наши энергетические системы более безопасными и направить мир на путь достижения наших целей в области климата.
МЭА верно себе
Новый обзор продолжает вектор политики МЭА на ускоренное развитие чистой энергетики и сокращение потребления ископаемого топлива.Напомним, что МЭА было создано в ответ на нефтяной кризис 1970х гг. в качестве объединения стран-импортеров энергоносителей в противовес ОПЕК.
В настоящее время страны МЭА осуществляют скоординированный масштабный вывод нефти из стратегических ресурсов для сдерживания нефтяных цен.
Объемы вывода составляют порядка 1 млн барр./сутки, но с мая нефть Brent практически не изменилась в цене, а если не учитывать сегодняшний обвал, вызванный ожиданиями действий президента США Д. Байдена по снижению налогов на топливо, то рост составил 4,86%.
МЭА в своих документах последовательно обходит ряд моментов:
- энергетический кризис начал разворачиваться еще в конце лета 2021 г., задолго до обострения ситуации на Украине,
- именно ВИЭ, точнее нестабильная выработка ветряных электростанций (ВЭС) в Европе в условиях темного штиля, внесли серьезный вклад в развитие энергетического кризиса в ЕС,
- недиспетчеризируемость ВИЭ не позволяет строить на их основе стабильно работающие энергосистемы без систем накопления энергии,
- добыча углеводородов многие годы оставалась недоинвестированной, для ликвидации дефицита только по нефти, к 2030 г. миру необходимы дополнительные инвестиции в размере 400 млрд долл. США,
- оборудование для ВИЭ требует редких полезных ископаемых, добыча которых ведется не самыми экологичным способом,
- вопрос утилизации отработавшего оборудования ВИЭ-генерации не решен,
- вопросы производства, транспортировки, хранения и потребления зеленого водорода не решены,
- для стран с формирующимся рынком ВИЭ слишком дороги и могут стать тормозом развития их экономик,
- развитые страны за счет цены перетягивают на себя поставки традиционных энергоносителей, что ухудшает положение развивающихся стран,
- и т.д.
Между тем, МЭА продолжает продвигать идеи ускоренного отказа от ископаемого топлива, предлагая различные «планы из 10 пунктов».
Рекомендации МЭА ЕК берет за основу своих планов, в частности, на материалах МЭА базируется план реформ энергетического рынка ЕС REPowerEU.