За последние несколько дней нефтегазовые боссы США несколько раз встречались с целью скоординировать свой подход к встрече в Белом доме. При подготовке встречи главы компаний взвешивали возможное обязательство в ближайшие месяцы увеличить добычу нефти в Венесуэле на сотни тысяч баррелей/сутки. Это обязательство будет направлено на установление реалистичной начальной цели по увеличению объёмов добычи нефти в стране, а также на предотвращение требований Д. Трампа о том, чтобы компании вложили значительные средства в восстановление энергетической инфраструктуры Венесуэлы.
Обещание достичь этой цели будет сопровождаться рядом условий: сначала США должны будут отменить ключевые санкции, которые препятствовали добыче нефти в Венесуэле, а также предоставить некоторые материалы, необходимые для транспортировки тяжёлой нефти из этой страны.
С другой стороны, цель Д. Трампа - как можно скорее вернуть американских нефтегазовых мейджоров в Венесуэлу. С тех пор как Д. Трамп санкционировал похищение президента Венесуэлы Николаса Мадуро и пытается взять на себя управление продажей нефти в Венесуэле, он неоднократно заявлял, что американские компании готовы вложить миллиарды долларов в восстановление богатой нефтью страны. Д. Трамп требует, чтобы компании прямо на встрече взяли на себя обязательства по вливанию денег в экономику Венесуэлы.
Но нефтяные компании США осторожны и не планируют делать громадные вложения в ближайшее время. Одно дело - похитить Н. Мадуро, совершенно другое - управлять суверенной страной. Это какой -то неоколониализм, и это вызовет много вопросов в мире. Политическая стабильность в стране и планы Д. Трампа по «управлению» страной в обозримом будущем вызывают много вопросов.
Пока компании хотят обойти вопрос инвестиций, сославшись на антимонопольное законодательство и другие опасения, связанные с принятием финансовых решений в присутствии конкурентов. Но и ругаться с Д. Трапом боссы не хотят.
В четверг Трамп заявил газете New York Times, что контроль США над Венесуэлой и ее нефтью может продолжаться годами.
Во вторник он объявил, что временные лидеры Венесуэлы договорились о контролируемом США распределении до 50 млн баррелей нефти после похищения Н. Мадуро в результате американского вторжения 3 января 2026 года.
Венесуэла, находящаяся под санкциями США с 2019 года, обладает примерно 17% мировых запасов нефти и когда-то была крупным поставщиком нефти в США, при этом до 2007 года в стране работали многочисленные американские компании.
По данным ОПЕК, к 2024 году она добывала лишь около 1% от общего мирового объема добычи нефти, чему препятствовали годы недоинвестирования, санкции и эмбарго.
Американские нефтяные компании, имеющие опыт и интересы в Венесуэле, которые, вероятно, сыграют важную роль в попытках Д. Трампа оживить нефтегаз Венесуэлы
Chevron.
Штаб - квартира в г. Хьюстон, освобождена от санкций, 2 по величине нефтедобывающая компания в США, является единственной американской компанией, которая до сих пор работает в Венесуэле. Добывает 25% нефти в Венесуэле, импортировала более 120 000 баррелей/сутки нефти из Венесуэлы в США в декабре 2025 года.Присутствует в Венесуэле с 1920-х годов. Управляет 5 проектами по добыче сырой нефти в Венесуэле в качестве миноритарного акционера в совместном предприятии с Petroleos de Venezuela (PdVSA). Chevron-PDVSA была создана в 2007 году, когда правительство Уго Чавеса национализировало иностранные нефтяные компании.
После введения санкций в 2019 году администрация Д. Байдена предоставила Chevron исключение в 2022 году, чтобы компания могла продолжать импорт венесуэльской нефти на фоне роста цен на энергоносители. Д, Трамп сначала отменил, а затем продлил это исключение в 2025 году.
«Мы продолжаем работать в полном соответствии со всеми соответствующими законами и правилами», — заявил в понедельник представитель Chevron, комментируя текущую ситуацию.
ExxonMobil и ConocoPhillips.
Компании ожидают компенсации. ExxonMobil и ConocoPhillips, лишились своих активов в Венесуэле в 2007 году после отказа от условий У. Чавеса, которые требовали от государства получения как минимум 60% акций в операциях. Обе компании предприняли международные юридические действия, положив начало многолетней судебной тяжбе, которую они в конечном итоге выиграли.Международный центр по урегулированию инвестиционных споров Всемирного банка (ICSID) в 2014 году постановил, что правительство Венесуэлы должно выплатить ExxonMobil 1,6 млрд долларов в качестве компенсации за национализацию проекта Серро-Негро. Позже сумма компенсации была снижена, но Венесуэле все равно было предписано выплатить миллионы долларов ExxonMobil.
Арбитражный суд Международной торговой палаты в 2018 году обязал правительство Венесуэлы выплатить 2 млрд долларов ConocoPhillips за национализацию проектов по добыче тяжелой нефти в Хамаке и Петросуате. Другое решение ICSID в 2019 году обязало Венесуэлу выплатить ConocoPhillips еще 8,7 млрд долларов.
Правительство Н. Мадуро в условиях санкций не смогло выплатить компенсацию, и ExxonMobil и ConocoPhillips до сих пор ожидают выплаты.
ExxonMobil не комментирует предложение Д. Трампа о масштабных инвестициях в нефтяную индустрию Венесуэлы.
Представитель ConocoPhillips заявил во вторник, что компания «следит за развитием событий в Венесуэле и их потенциальными последствиями для глобального энергоснабжения и стабильности», добавив, что «было бы преждевременно спекулировать на каких-либо будущих деловых операциях или инвестициях».
Не американские компании, которые имеют интерес в Венесуэле
Вопрос не праздный. После национализации активов американских нефтегазовых компаний, У. Чавес обратил свой взор на компании России и Китая, которые с тех пор тоже создали СП с PdVSA и вложили миллиарды долларов инвестиций. Получается маятник качнулся, и теперь в суды обратятся компании РФ и Китая.Если учесть, что Венесуэла - это Боливарианская республика, традиционно недолюбливающая колонизаторов, то политической стабильности американцам там будет добиться сложно.
Потребители высоковязкой нефти Венесуэлы
Высоковязкая нефть на заре нефтепереработки считалась традиционной. Для переработки такой нефти строились специально настроенные технологические установки. Легкую нефть (нефть низкопроницаемых коллекторов, сланцевую нефть) на таких НПЗ перерабатывать не получится. Хотя можно попробовать добавить мазут. Этим объясняются существенные объемы закупок США российского мазута.Valero, крупнейший покупатель венесуэльской нефти в США, закупил 1,5 миллиона баррелей в октябре 2025 года для переработки на своих НПЗ в Техасе и Луизиане.
Другими покупателями венесуэльской нефти в 2025 году были Phillips 66, Paulsboro Refining, Chevron, Vitol, ExxonMobil и Houston Refining. Цены на акции всех этих компаний выросли с 3 января 2026 года. Пока стоят акции ExxonMobil, но здесь много неясного.
В 2018 году, до введения санкций США, не менее 10 компаний, в том числе Vitol и Trafigura, импортировали сырую нефть из Венесуэлы. Очевидно, что сейчас список покупателей венесуэльской нефти в США вырастет. Увеличение импорта венесуэльской нефти, вероятно, подстегнет экономику побережья Мексиканского залива США.
Так что мейджоры маются не зря. На фоне политической нестабильности делать большие инвестиции довольно рискованно. Мировое сообщество может отменить захват венесуэльской нефтяной индустрии, и денежки мейджоров пропадут вновь?
Но даже если инвестиции случатся, рост добычи нефти затянется на годы. А вдруг Д. Трамп перестанет быть Президентом, и власти придет эко-активист типа Д. Байдена? Тогда мейджоры будут вкладывать средства в энергопереход, и инвестиции в нефтегаз Венесуэлы тоже пропадут ...






