USD ЦБ — 57,43 +0,13
EUR ЦБ — 67,73 +0,32
Brent — 58,20 +0,15%
четверг 19 октября 03:07

Аналитика // Экономика и финансы

Доклады М. Орешкина и М. Топилина на совещании В. Путина с членами Правительства 11 сентября 2017 г

12 сентября 2017 г., 12:52Neftegaz.RU1001

Выступления М. Орешкина привлекают внимание обывателей, недавно Песков заявил, что М. Орешкин не является фаворитом В. Путина

В.Путин провел совещание с членами Правительства.

Об этом 11 сентября 2017 г сообщает правительство РФ.

Обсуждались текущая экономическая ситуация в России, перспективы развития банковской сферы, рынка кредитования, пути увеличения минимального размера оплаты труда и др.

Отдельно рассматривался вопрос повышения качества и прозрачности предоставления гражданам жилищных и коммунальных услуг.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня поговорим по ряду вопросов, в тч обсудим текущую экономическую динамику, ее прогноз до 2020 г.

Давайте послушаем Министра экономического развития.

М.Орешкин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

У нас последние несколько лет были с не очень успешной экономической динамикой, и это сформировало несколько пессимистический взгляд на развитие экономки.

Если посмотреть на ожидания экспертов начала 2017 г, то рост ВВП ожидался не выше 1%.

Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что такие пессимистические прогнозы не оправдались.

Мы в начале 2017 г вышли с оценкой, которая предполагала рост экономики темпом выше 2%, снижение инфляции ниже целевого уровня в 4%.

И текущая динамика подтверждает, что даже наши оценки оказались несколько пессимистичными.

Во 2 квартале 2017 г экономический рост ускорился до уровня в 2,5 %, а уровень инфляции по состоянию на 4 сентября 2017 г составил 3,2 %.

Что в значительной мере превзошло даже наши ожидания - это рост инвестиционной активности.

Данные показывают, что по итогам 2го кв 2017 г рост составил 6,3 %.

Это очень позитивная новость, потому что реализованные инвестиционные проекты сегодня - это более активный рост экономики завтра.

В ближайшие месяцы после некоторого технического замедления роста в июле мы ожидаем очередную волну позитивных новостей и новую волну ускорения экономического роста.

С чем она будет связана?

1. Очень важное - мы входим в долгосрочный цикл роста кредитной активности банковской системы.

У нас инфляция стабилизировалась на низком уровне, за последние несколько лет снизилась долговая нагрузка как населения, так и компаний.

Все это открывает дорогу к многолетней фазе кредитного цикла.

Снижение инфляции до 3,2 %, что значительно ниже целевого уровня, - это как раз сигнал для дальнейшего снижения ставок Банком России.

Его задача, как известно, - обеспечивать стабильную инфляцию на уровне 4 %.

Банк России уже заявил, что готовится к снижению %ных ставок.

За последний месяц, если смотреть уже внутрь банковской системы, мы стали свидетелями резкого снижения % ставок по ипотеке крупнейшими банками.

Базовый уровень опустился ниже 10 %, в итоге доступность жилья в российских городах значительно выросла и находится на максимальном уровне.

На этом фоне мы ожидаем осенью-зимой рекордных объемов выдачи ипотечных кредитов.

Это окажет серьезную поддержку стройкомплексу и производству строительных материалов в тех секторах, где еще есть значительные недозагруженные мощности.

Набирает темп розничное кредитование, и здесь важное отличие от предыдущего цикла, что банки больше концентрируются на кредитных продуктах с меньшим уровнем риска, например, связанных с зарплатными проектами.

Поэтому здесь можно тоже ожидать устойчивую динамику.

И наконец, корпоративное кредитование. Динамика тоже вышла в положительную область, и она поддерживает инвестиционную активность в экономике.

2. Мы ожидаем восстановление потребительского спроса.

Здесь помимо восстановления кредитной активности, о которой я уже сказал, важно отметить активизацию роста заработных плат.

Уже в 2017 г рост реальных заработных плат может превысить 3 %, а в 2018 г мы ожидаем рост на уровне 4 %, в тч благодаря росту зарплат в бюджетном секторе.

Нам, конечно, потребуется несколько лет, чтобы восстановить потери доходов населения кризисных 2014-2015 гг, однако важно, что тот рост доходов, который сейчас начинается, основан не на конъюнктуре нефтяных цен, а на активном росте производительности труда.

В 2017 г этот показатель должен прибавить 2 % после символической 0,1% 2016 г.

Учитывая рекордно низкую безработицу, которая, по нашей оценке, в 3-летней перспективе снизится до 4,7 %, а также неблагоприятные демографические тренды, именно рост производительности труда станет ключевым в обеспечении роста экономики и доходов населения в целом.

3. Дальнейший рост инвестиционной активности.

Здесь важен продолжающийся качественный рост предсказуемости условий для российского бизнеса.

Этому уже способствуют внедренные за последние годы изменения в макроэкономической политике: это инфляционное таргетирование от Банка России, которое позволило добиться рекордно низкого уровня инфляции, это ответственная бюджетная политика и внедрение нового механизма сглаживания колебаний нефтяных цен на внутреннюю экономику.

Что важно - предсказуемость растет и на микроуровне.

Начата реформа контроля и надзора: он постепенно становится более предсказуемым и, главное, переориентируется на предотвращение, а не на наказание.

Важным элементом снижения административного давления являются и те решения, о которых Вы объявили недавно на совещании на Нижне-Бурейской ГЭС.

Важный элемент предсказуемости - это тарифное регулирование.

В 2017 г мы продолжили политику неизменности уровня индексации и привязки его к целевому уровню инфляции.

В ближайшее время подготовим предложения о переходе на долгосрочное тарифообразование, чтобы была ясность как для инфраструктурных компаний, так и для бизнеса на максимально длительный период.

Тоже об этом недавно говорили на совещании во Владивостоке.

Важная задача с точки зрения экономической политики - это, конечно же, активная поддержка инструментов финансирования инвестиций.

У нас активно развиваются программы поддержки, в 1ю очередь инвестиционного кредитования.

Для малого и среднего бизнеса это программа «Шесть с половиной».

Готовим к запуску «фабрику проектного финансирования», она поддержит проекты размером от 3 млрд рублей.

Отдельно хочу сказать спасибо Банку РФ, который активно поддержал разработку этой программы.

По кредитам, выданным в рамках данного проекта, к банкам будут применены пониженные требования по резервированию и по капиталу.

Первые кредиты мы ожидаем к выдаче в 1м квартале 2018 г.

Очень важно, что обе эти программы мы выстроили таким образом, что принятие решения о выдаче конкретного кредита будет приниматься без участия чиновников.

Конечно, важным элементом роста инвестиционной активности станет и программа инфраструктурной ипотеки.

О ходе ее подготовки буду докладывать Вам в ближайшее время.

В результате, в том числе эффекта от этих программ, мы ожидаем, что весь прогнозный период у нас будет активный рост инвестиций в диапазоне 5-6 % в год.

Понятно, что для экономического роста также важную роль играют и приоритетные проекты Правительства.

С точки зрения максимального эффекта именно на рост ВВП хотел бы отметить проект по созданию условий для активного роста несырьевого экспорта, а также недавно утвержденный проект по повышению производительности труда.

В рамках последнего мы также, например, нацелены на активное сотрудничество с нашими японскими партнерами и на Дальневосточном форуме как раз подписали соответствующее соглашение.

В итоге после роста ВВП на 2,1 % в 2017 г в ближайшие 3 года мы ожидаем устойчивый рост российской экономики темпом не ниже 2 % в год, стабильную инфляцию на уровне 4 %, а также восстановление доходов населения.

За трехлетний период рост реальных зарплат должен составить около 10 %.

Рост заработной платы крайне важен, потому что он позволяет привлекать и оставлять в стране лучшие таланты, а в современной глобальной экономике конкуренцию всегда выигрывает тот, кто способен максимально эффективно, во-1х, реализовывать потенциал своих граждан, и, во-2х, быть наиболее привлекательным местом для жизни и работы лучших талантов.

У нас пока еще сохраняются различия между базовым и целевым сценарием прогноза.

В базовом варианте рост экономики достигает отметки в 2,3 %, а в целевом - 3,1 %.

Поэтому в настоящее время Правительство продолжает вырабатывать и постепенно приступает к реализации все новых и новых изменений, которые как раз и будут обеспечивать рост экономики темпами выше среднемировых.

В 1ю очередь, помимо озвученных сегодня программ, речь идет о программе цифровой экономики, повышении конкурентоспособности российских городов и о целом ряде других проектов.

Отмечу также, что пока мы в базовый сценарий закладываем консервативный эффект даже от тех мер, которые уже начали внедряться.

В.Путин: Максим Станиславович, все, что Вы сказали, безусловно, говорит о том, что российская экономика из кризиса вышла, набирает обороты, и нам в этих условиях нужно сделать все для того, чтобы эту динамику сохранить.

Мы недавно с Вами говорили об этом и на международных форумах, в тч на саммите БРИКС.

Это все такая динамика, которая дает результаты постепенно.

И участники экономической деятельности, и граждане постепенно будут ощущать позитивные факторы, происходящие в экономике.

Вы сказали о восстановлении доходов населения, мы знаем и о росте заработной платы.

1. Вместе с тем некоторые эксперты полагают, что в целом реальные доходы людей пока восстанавливаются достаточно медленно.

2. Вы сказали о восстановлении потребительского спроса. Между тем за последнее время рост розничной торговли составил всего 0,7 %, это Вы наверняка тоже должны знать.

3. С учетом курсовой разницы растет и импорт. Это уже ощущают производители отечественной продукции, это уже видно на полках, это уже видно по тому, как ведут себя торговые сети.

Просил бы Вас это все прокомментировать.

Что вы считаете целесообразным сделать?

Или уже все предусмотрено, что вы хотите и считаете нужным сделать?

Что бы вы рекомендовали как ведущее экономическое ведомство всему Правительству, всему экономическому блоку?

М.Орешкин: Вы абсолютно правы, что восстановление доходов пока только началось и носит действительно ограниченный характер.

Можно отметить ситуацию этого года, когда есть рост производительности труда, и это позволяет увеличивать и рост реальных заработных плат.

Поэтому те меры, которые сейчас реализует Правительство, эффект от которых будет через 1 год, через 2, - они как раз нацелены на поддержку инвестиционной активности, для того чтобы обновлялись производства.

И проект, например, по росту производительности труда - это применение современных управленческих технологий на предприятиях, которые также будут позволять увеличивать выработку и доход на одного работника.

Все это вместе будет складываться в картину, которая будет позволять наращивать и уровень заработных плат, и других доходов населения.

Очень важно, чтобы рост производительности и рост заработных плат шли нога в ногу, чтобы этот рост был сбалансирован и устойчив, и у нас не было бы провалов в дальнейшем.

Что касается обменного курса, то, действительно, ситуация неоднозначная.

К доллару в целом идет укрепление, но, например, к евро валюта у нас ослабла по сравнению с уровнем 2016 г.

Это связано с тем, что доллар с начала 2017 г очень серьезно ослаб ко всем мировым валютам.

Если евро к доллару был 1,05 в начале 2017 г, то сейчас этот показатель выше 1,20.

Но, действительно, импорт растет. Это в том числе проявление того, что начинает восстанавливаться потребительский спрос.

Например, мы видим, что продажи автомобилей сейчас растут на 16 % к уровню 2016 г, а значительное количество автокомпонентов импортируется, поэтому это тоже влияет на общий объем импорта.

Здесь задача, конечно же, сохранить конкурентоспособность российских производств, но делать это, считаю, нужно не за счет снижения реальных доходов населения, а в 1ю очередь за счет инвестиций в новое оборудование, внедрения новых технологий, цифровизации производств, внедрения новых управленческих технологий.

Те меры, о которых я говорил, на это нацелены: и снижение административного давления здесь очень важно, и, конечно, предсказуемость в тарифной ситуации тоже является важным элементом.

В.Путин: Хорошо, я понял. Спасибо.

И сегодня хотел бы также отдельно остановиться на теме минимального размера оплаты труда.

Мы с Дмитрием Анатольевичем, когда обсуждали дискуссии, которые ведутся в Правительстве по бюджету, затрагивали эту тему.

Хотел бы сегодня послушать, что скажет Максим Анатольевич по этому поводу, о соотношении с прожиточным минимумом.

Мы с Вами совсем недавно, 1 неделю назад, в закрытом режиме обсуждали эту тему, и я просил Вас подумать дополнительно, сформулировать свои предложения.

М.Топилин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В соответствии с Трудовым кодексом предусмотрена норма о том, что минимальный размер оплаты труда должен в перспективе быть не ниже, чем прожиточный минимум населения в трудоспособном возрасте.

За последние годы мы вместе с социальными партнерами (это всегда является предметом диалога Правительства, работодателей и профсоюзов) постепенно продвигались по решению этой задачи. Напомню, что еще в 2015 г соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда составляло чуть более 50 %.

За последние 2 года (2016 и 2017 годы) 3 раза увеличивался минимальный размер оплаты труда, и за эти 2 года увеличение составило 31 %.

Самое серьезное повышение было в 2016 г с 1 июля, когда мы 1-моментно повысили минимальный размер оплаты труда на 21 %.

За счет этих системных решений сейчас МРОТ составляет 7800 руб с 1 июля 2017 г, и мы вышли на соотношение чуть более 70 %, если быть точным, 71 %.

Мы постоянно ведем диалог с социальными партнерами по решению этой задачи.

За счет этих действий у нас по сравнению с 2015 г в 2017 г количество граждан, которые получают заработную плату меньше прожиточного минимума, сократилось с 5,5 до 4 млн человек.

То есть здесь динамика достаточно серьезная, хотя мы понимаем, что в перспективе, конечно, такого быть не должно, все должны получать зарплату не ниже прожиточного минимума.

Мы ведем работу с социальными партнерами, с Государственной Думой. В 2017 г была создана рабочая группа в ГД во главе с 1м замПредседателя А. Жуковым, постоянно велись переговоры, считались различные варианты, различные модели по срокам, по темпам приближения.

Сейчас этот вопрос становится крайне актуальным, потому что мы вступили в стадию переговоров с работодателями и профсоюзами.

В 2017 г завершается действующее Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, к 2018 г мы должны договориться о новом Генеральном соглашении и затвердить все параметры, в тч, нам нужно определиться с параметрами, сроками повышения МРОТ и доведения его до прожиточного минимума.

Мы полагали бы с учетом того, что сейчас формируется федеральный бюджет, в рамках этого бюджетного цикла этот вопрос окончательно решить.

В.Путин: Смотрите, у нас в 2016 г МРОТ повышался дважды: с 1 января и с 1 июля. В 2017 г также был увеличен на 4 % и с 1 июля составляет 7800 руб.

М.Топилин: 7800 - это 71 % от прожиточного минимума.

В.Путин: Почти 72 %.

Вы правильно сказали, нам нужно решить принципиальную задачу - довести минимальный размер оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума, нужно уровнять это с прожиточным минимумом и преодолеть ситуацию, когда минимально возможная заработная плата не покрывает даже базовые расходы граждан.

Понимаю всю внутреннюю дискуссию, которая идет в Правительстве, понимаю коллег, которые защищают различные точки зрения, потому что такие шаги ведут к серьезным дополнительным расходам государства, собственно говоря, и бизнеса. Вместе с тем полагаю очень важным и необходимым сделать это и сделать как можно быстрее - в соответствии, конечно, с возможностями бюджета.

Предлагаю как минимум с 1 января 2018 г повысить МРОТ с нынешних 71-72 % от прожиточного минимума трудоспособного населения до 85 %.

И не позднее - а если Правительство посчитает возможным, и раньше, но не позднее 1 января 2019 г - приравнять МРОТ и прожиточный минимум.

Прошу Правительство внести соответствующие предложения в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета на ближайшую 3-летку.


Neftegaz.RU context