2 октября 2015 г деловые круги встречались с Д. Медведевым в рамках форума Сочи -2015.
По просьбе Д. Медведева для затравки выступил А.Миллер.
Позже выступил и И.Сечин, начав с инвестиционного климата.
Несколько слов об инвестиционном климате в России.
По оценке МЭР по итогам 2015 г темпы роста экономики снизятся.
В этих условиях необходимо анализировать возможности экономической политики по созданию предпосылок для роста.
Важнейшие факторы здесь:
- стабильность фискального режима,
- госинвестиции,
- устранение избыточного регулирования и административных барьеров, которые снижают в итоге конкурентоспособность экономики.
Очень - очень своевременно, Дмитрий Анатольевич, вышла Ваша статья «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы». Но еще не все ее прочитали.
У Вас в статье сказано, что в условиях торможения экономического роста бюджетные проблемы нельзя разрешать и за счет повышения фискального бремени.
Однако Минфин считает, что девальвация рубля является основанием для дополнительных налоговых изъятий.
Вместе с тем, анализ публичной финансовой отчетности за 1е полугодие 2015 г. по 6ти крупнейшим российским нефтяным компаниям подтверждает ключевой вывод о том, что российская нефтянка не получила никаких дополнительных доходов от изменения стоимости национальной валюты.
Минфин игнорирует тот факт, что почти 50% поставок нефти производится на внутренний рынок и никакого девальвационного эффекта не генерирует.
Поставки нефти Роснефтью на внутренний рынок на переработку составили в 2014 г 95,2 млн т, что составляет 47% от общего объема поставок нефти, а в 1м полугодии 2015 г - 45 млн т, что составляет 45%.
Существенная часть валютной составляющей в доходах Роснефти от экспорта нефти и нефтепродуктов направляется на прямые валютные расходы по обслуживанию долгового портфеля, на закупки импортного оборудования и оплату поставщиков, на финансирование зарубежных проектов, в тч шельфовых, а также на налоги, зависимые от валютного курса, такие, как НДПИ, таможенные пошлины и др.
Минфин, как выяснилось в ходе наших рабочих переговоров, называет все это «рисками предпринимательства».
В 2015 г общая доля фискальных изъятий государства в совокупном доходе нефтяных компаний составит 82%.
Предложения Минфина по повышению НДПИ и экспортной пошлины для изъятия 600 млрд руб, в случае их принятия, могли бы привести к параличу инвестиционного процесса в отрасли, уменьшив ее инвестиции в 2016 - 2018 гг на 2 трлн руб и снизив добычу нефти на 100 млн т.
Долгосрочный негативный эффект от непродуманных налоговых новаций, значительно превосходит краткосрочные выгоды от роста налогов на нефтяную отрасль промышленности.
Еще 1 модификация налогообложения нефтяной отрасли промышленности приведет к сокращению бюджетных поступлений в среднесрочной перспективе в связи с неизбежным падением добычи уже в 2016 г.
Источником такого изъятия станет сокращение инвестпрограмм нефтяной отрасли промышленности, а не несуществующие дополнительные доходы.
С 2002 г Россия пережила 4 реформы системы налогообложения в нефтянке.
В некоторых традиционных нефтедобывающих странах Запада (Норвегия, Великобритания, Австралия) налоговые системы развивались эволюционным путем на основе принципов фискальной стабильности и предсказуемости.
В России, начина с 2000х гг, было 4 существенных изменения налогового режима в нефтяной отрасли промышленности:
-замена акциза и ОВМСБ на НДПИ в 2002 г,
- переход на режим 60-66 в 2008 г,
- малый налоговый маневр в 2014 г.
- большой налоговый маневр в 2015 г.
Великобритания в 2000х гг ввела дополнительный налог на финансовый результат (Supplementary Charge) в период резкого роста цен на нефть, однако неизменно следовала принципу налогообложения финансового результата компаний для стимулирования инвестиций в высокозатратные проекты.
На фоне снижения цен на нефть в 2015 г была снижена ставка дополнительного налога с 32% до 20%, совокупная ставка налога (корпоративный налог и дополнительный налог) на прибыль - на 50%.
Сформированный в начале 1990х гг налоговый режим в Норвегии, включающий корпоративный налог на прибыль 27% и специальный налог на доход 50%, является достаточно стабильным и не претерпевал существенных изменений с 1990х гг.
В Австралии в 1987 г введен дополнительный налог на прибыль нефтегазовых проектов Petroleum Resource Rent Tax (PRRT) для большинства морских месторождений.
В 1990-2000х гг режим налогообложения в отрасли развивался эволюционно.
В 2012 г дополнительный налог на прибыль был распространен на проекты на суше. PRRT взимается по ставке 40%.
В разгар кризиса после масштабной перестройки фискальной системы в 2009 г Правительством РФ было принято решение о снижении налоговой нагрузки на 3 процентных пункта, что привело к росту ежегодной добычи и налогооблагаемой базы в стране на 8% к 2014 г.
Наличие бюджетного дефицита не является основанием для изъятия денег у эффективно работающей отрасли промышленности, тем более с такими последствиями.
Необходимо искать альтернативные источники пополнения бюджета и роста экономики.
Госинвестиции , инновации и финансовыех накопления государства.
Вы, Дмитрий Анатольевич, совершенно справедливо говорите в статье, что «государственные инвестиции должны сыграть здесь свою роль. Особенно теперь, когда они позволяют в определенной мере компенсировать невысокую активность частных инвесторов».
Думаю, в этом направлении мы недостаточно работаем и нам есть чему поучиться у наших западных партнеров.
Речь может идти не только об инвестиционной, но и денежно-кредитной контрциклической политике.
Например, ФРС покупает у своего Минфина на 30 лет длинные бумаги с возможностью дальнейшего их рефинансирования.
Тем самым обеспечивается бессрочный механизм формирования длинных денег.
Ставка для американских заемщиков - 0,0125%.
Нефтяной комплекс формирует 40% федерального бюджета.
В нефтяной отрасли промышленности занято 600 тыс чел, а с учетом занятых в смежных отраслях - 3 млн чел.
Потребление материально-технических ресурсов и услуг из других отраслей промышленности у нефтянки превышает 2,7 трлн руб/год.
Ежегодная инвестиционная программа в отрасли составляет более 1,4 трлн рублей и обеспечивает российской экономике 3-кратный мультипликативный эффект, в тч в счет высокотехнологичного заказа у российских поставщиков оборудования и сервисов, а также смежных отраслей промышленности.
Начиная с 2013 г, Роснефть обеспечила общий объем закупок только российского высокотехнологичного оборудования на сумму в 210 млрд руб и вложила в 2014 г в инновационную деятельность 170 млрд руб.
Объем финансирования НИОКР превысил 33 млрд руб.
Странно в этой связи то, что в России мы таких программ долгосрочного финансирования не реализуем.
Избыточное регулирование и административные барьеры.
Еще об 1м ключевом факторе, о котором Вы, Дмитрий Анатольевич, говорите в своей статье - конкуренции и устранении избыточного регулирования и административных барьеров. «Еще одним барьером для нее (конкуренции) является несокращающееся и даже растущее участие государства в тех сегментах экономики, где его присутствие не является необходимым».
62 место РФ - позади Туниса и Ямайки, в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса «Doing business».
В отношении доступности ряда процедур, в тч в области получения разрешения на строительство -лишь 156 место.
Вот проект Постановления Правительства «Порядок определения цены единицы продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов заказчиками и отдельными видами юридических лиц», а также прилагаемый к Постановлению проект Распоряжения, которым утверждаются «отдельные виды продукции, необходимые для реализации инвестиционных проектов и закупки которой не могут быть осуществлены заказчиками и юридическими лицами без согласования эксплуатационных характеристик с правительственной комиссией по импортозамещению…».
Реализация этого Постановления резко затормозит весь инвестиционный процесс.
Под предлогом реализации программы импортозамещения предлагается внедрить сложную бюрократическую процедуру согласования при реализации инвестиционных закупок огромного перечня оборудования.
Одновременно предлагается внедрение таких методик и процедур ценообразования на машиностроительную продукцию, которые приведут к существенному удорожанию инвестиций.
Хотелось бы всего этого избежать.
Анализ разработанных Минпромторгом документов показал, что вместо эффективного механизма по обеспечению заказчиков продукцией машиностроения создают систему получения избыточной коммерческой информации заказчиков о ходе реализации инвестиционных проектов.
Так, проект постановления об утверждении видов продукции машиностроения, закупки которых будут согласовываться Правительственной Комиссией по импортозамещению, помимо продукции машиностроения включены:
- товары, не относящиеся напрямую к машиностроению,
- нефтепромысловые, бурильные и иные услуги, в тч гидравлический разрыв пласта ( ГРП), капитальный ремонт скважин (КРС) и другие технологиям воздействия на пласт,
- нефтесервисные услуги по бурению, цементированию,
- работы по строительству коммунальных объектов для электроснабжения и связи, транспорт, страхование.
Предполагается, что закупки продукции, которая войдут в указанный Перечень видов продукции машиностроения, не могут быть произведены без согласования с Правительственной комиссией по импортозамещению.
При этом, согласованию в рамках реализации инвестиционных проектов подлежат эксплуатационные характеристики данной продукции и ее приобретение за пределами РФ.
Важен вопрос о методике определения цены.
Фактически сделан еще 1 шаг к государственному регулированию цен.
При формировании единой информационной системы цен акцент сделан не на сбор цен производителей продукции машиностроения, а на сбор цен закупок.
В качестве способа получения информации о рыночных ценах не указана информация о фактических ценах, полученных по результатам закупок.
Вместо содействия и помощи в вопросах импортозамещения, фактически, вводятся дополнительные внутренние ограничения, негативно влияющие на стоимость активов крупнейших компаний, которые ведут в текущей ситуации, наряду с внешними санкциями, к увеличению бюрократических процедур и уничтожению рыночной экономики.
В то время как в современной рыночной экономике эффективным средством решения задач считается не избыточное регулирование, а стимулирование - предоставление налоговых льгот, связанных кредитов и т.д.
Что касается финансирования бюджетного дефицита, то общемировой практикой является использование внутренних и внешних заимствований, а вовсе не изъятие финансовых ресурсов из инвестиционных программ реального сектора экономики.