2 сентября 2014 г в г Пекине на 11й встрече министров энергетики стран АТЭС выступил А.Новак.
Уважаемые коллеги, дамы и господа!
Прежде всего, мне хотелось бы выразить признательность нашим китайским друзьям за гостеприимность и прекрасную организацию Министерской встречи, а также за возможность выступить на столь представительном форуме.
Согласно древнекитайской мудрости, эпоха перемен - не самое лучшее время для жизни.
Но и в это время мы можем использовать открывающиеся возможности для устойчивого экономического роста и взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества.
Наиболее заметные перемены в мировой энергетике связаны с усилением роли энергетического рынка Азиатско-Тихоокеанского региона.
С начала 21 века потребление первичных энергоресурсов в этом макрорегионе выросло почти в 3 раза, что в 6 раз превышает среднемировые темпы.
Особенно быстро растет потребление наиболее экологичного топлива - природного газа.
Если мировой рынок газа за последние 15 лет вырос на 65%, то потребление газа в Азии и на Ближнем Востоке увеличилось больше, чем в 4 раза.
Опережающий рост потребления энергоресурсов в АТР стимулируется растущим уровнем жизни населения и быстрым развитием экономики.
По оценкам ведущих экспертов, эта тенденция сохранится и в ближайшие 10-летия.
Учитывая стагнацию в Европе и насыщение спроса в США, можно уверенно утверждать, что роль АТР в мировой энергетике будет только усиливаться.
С сожалением приходится наблюдать растущее влияние на энергетический сектор политических предпочтений ряда западных государств.
Очевидно, не всех устраивает высокий статус России в мировой энергетике.
Нередко, желая ослабить наши позиции, эти страны действуют даже во вред себе.
Это в полной мере относится к экономическим санкциям, вводимым против России.
Такие санкции, по существу, способствуют разрушению сложившейся за многие годы системы сотрудничества в сфере энергетики, затрудняют развитие рынков и препятствуют осуществлению необходимых инфраструктурных проектов.
Не секрет, что подобные меры вредят не только России, они «бумерангом» бьют по странам-инициаторам санкций, в которых пострадают и потребители наших энергоресурсов, и наши партнеры - энергетические компании Запада.
Игроки энергетических рынков понимают возникающие риски и масштабы возможного ущерба.
Они протестуют против секторальных санкций.
Мы тоже считаем недопустимым вторжение политики в сферу энергетики, однако в отношениях с некоторыми странами это все-таки происходит.
В этом контексте, менее политизированные энергетические рынки АТР представляются нам более привлекательными.
Я говорю не только о росте объемов поставок энергоносителей в этот регион, хоть этот фактор и нельзя недооценивать.
По нашим расчетам, в среднесрочной перспективе зависимость АТР от импорта нефти будет достигать 80%, что сделает регион основным импортером этого важнейшего энергоресурса.
Доля региона в мировом потреблении газа тоже заметно увеличится, причем лидером роста спроса на газ станет Китай, где ожидается 6-кратный рост.
Нельзя забывать также и о крупных инфраструктурных проектах по доставке энергоресурсов в страны АТР, которые делают регион одним из самых инвестиционно-привлекательных регионов мира.
Реализация таких проектов, среди которых особое значение для нас имеет строительство магистрального газопровода (МГП) «Сила Сибири», способствует раскрытию индустриального потенциала стран-участников, создает новые формы межгосударственной кооперации в сфере энергетики.
Недавно мы приступили к практической реализации нашего крупнейшего газотранспортного проекта, общий объем инвестиций в который превышает 60 млрд долл США.
1 сентября 2014 г сварен 1й шов МГП «Сила Сибири».
Наконец, рост энергопотребления в странах АТР способствует развитию научно-технического прогресса в энергетике.
В регионе инициированы высокотехнологичные проекты по добыче трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) - сланцевых, шельфовых, по добыче глубоководных газовых гидратов.
Таким образом, развитие энергетического рынка стран АТР становится драйвером развития всей мировой энергетики, а системное раскрытие его потенциала отвечает интересам всех участников мирового энергетического комплекса.
У производителей энергоресурсов появляются возможности диверсифицировать поставки, а у потребителей - снизить энергозависимость за счет разработки собственных ресурсов.
Высокая стоимость новых энергетических проектов вынуждает инвесторов проявлять большую осторожность при управлении рисками, чутко реагировать на изменения политической и экономической конъюнктуры.
После кризиса 2008 г свыше 20 запланированных к реализации крупномасштабных нефтегазовых проектов upstream общей стоимостью 170 млрд долл США были заморожены и до настоящего времени так и не осуществлены.
Поэтому в интересах сохранения позитивной динамики развития энергетики, в интересах укрепления энергобезопасности, необходимо постоянно совершенствовать систему международного контроля и кооперации в сфере функционирования энергетического рынка АТР.
Такую работу естественно вести под эгидой АТЭС, чью роль в разработке планов рационального развития энергетики региона трудно переоценить.
Думаю, при этом может быть также использован План действий по региональному сотрудничеству в целях повышения энергетической безопасности и рационального использования энергии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, принятый в 2013 г на Азиатско-Тихоокеанском энергетическом форуме в г Владивостоке и одобренный затем 70й сессией ЭСКАТО в г Бангкоке в августе 2014 г.
Полагаю, конструктивное энергетическое сотрудничество АТЭС могло бы развиваться также с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), через недавно созданный Энергетический клуб ШОС.
Россия, как одна из ведущих энергетических держав мира, заинтересована в расширении взаимовыгодного сотрудничества со всеми участниками энергетического рынка АТР.
Высокий потенциал спроса на энергоносители в этом регионе открывает для нас новые возможности для реализации совместных со странами АТР энергетических проектов, новые направления для инвестирования.
К ключевым направлениям сотрудничества в энергетике относятся, по нашему мнению, следующие:
1. Это поставки в страны АТР сжиженного природного газа (СПГ). Рынок АТР представляется наиболее привлекательным для российских проектов СПГ, в тч, «Ямал СПГ», «Владивосток СПГ» и «Дальневосточный СПГ». После ввода в эксплуатацию всех планируемых в России заводов СПГ, наша доля на азиатском рынке СПГ может составить к 2030 г около 25-30%.
2. Это трубопроводные поставки в страны АТР российских углеводородов. Освоение Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) в Якутии и Ковыктинского газоконденсатного месторождения (ГКМ) в Иркутской области обеспечит надежную сырьевую базу для проекта МГП «Сила Сибири», предусматривающего не только поставку в Китай природного газа по «восточному» маршруту в объеме до 38 млрд м3/год, но и весомую поддержку экономического развития Дальнего Востока России.
3. Это реализация совместных проектов в РA и странах АТР. Примерами могут служить:
- разработка силами Роснефть и КННК (CNPC) Среднеботуобинского месторождения (проект Таас-Юрях), благоприятно расположенного по отношению к МНП ВСТО и основным точкам поставок нефти в Китай;
- строительство теми же компаниями Тяньцзиньского НПЗ. Поставки нефти для него из России составят 9,1 млн т/год в течение 25 лет спецморнефтепорт (СМНП) Козьмино;
- 20%-ное участие индийской ONGC VideshLtd. в акционерном капитале проекта «Дальневосточный СПГ», подготовку к строительству которого ведет Роснефть в рамках проекта «Сахалин-1»;
- 20%-ное участие китайской компании КННК в проекте НОВАТЭКа «Ямал СПГ»;
- Совместные российско-вьетнамские предприятия с участием КНГ «Петровьетнам»:
4. В сфере электроэнергетики - проработка идеи проекта «Азиатского Суперкольца», предполагающего объединение энергосистем России, Китая, Монголии, Южной Кореи и Японии и позволяющего организовать широкомасштабный экспорт российской электроэнергии в страны-участницы проекта.
5. Наращивание сотрудничества в угольной сфере. Расширение железнодорожной и портовой инфраструктуры в дальневосточных регионах России позволит увеличить к 2030 г экспорт российского угля в страны АТР до 110-120 млн т, в результате чего рынок АТР станет основным направлением экспортных поставок угля из России.
Мы заинтересованы в развитии совместных проектов по упомянутым приоритетным направлениям, осуществляемых и на российской территории, и в странах-партнерах.
Мы готовы также рассматривать другие предложения наших коллег и потенциальных инвесторов, в 1ю очередь, из стран-потребителей российских энергоресурсов.
Мы - за взаимовыгодное сотрудничество, которое будет способствовать решению задач, поставленных в нашей Министерской декларации:
- диверсификации поставок энергоносителей,
- стабилизации спроса,
- усилению безопасности маршрутов транспортировки,
- внедрению технологических инноваций,
- налаживанию форм и механизмов сотрудничества в интересах энергетической безопасности и устойчивого развития Азиатско-Тихоокеанского региона.
Спасибо за внимание.