USD 90.087

-0.33

EUR 98.5764

-0.18

Brent

0

Природный газ

0

5 мин
...

Трудный путь Украины к дешевому газу

Восьмого марта этого года глава европейской дипломатии К. Эштон признала, что Европа вынуждена и будет вынуждена импортировать большое количество энергоресурсов, поэтому необходимо диверсифицировать их поставки и повысить эффективность их потребления.

Трудный путь Украины к дешевому газу

Восьмого марта этого года глава европейской дипломатии К. Эштон признала, что Европа вынуждена и будет вынуждена импортировать большое количество энергоресурсов, поэтому необходимо диверсифицировать их поставки и повысить эффективность их потребления. А если бы Украина достигла такого же уровня энергосбережения как Польша, это позволило бы ей сократить импорт газа из России и скорректировать свои отношения с Москвой.


Зависимость Киева от российского газа ведет к двусмысленной ситуации в вопросе интеграции Украины в западные структуры. В начале марта 2012 г. министры иностранных дел Швеции, Великобритании, Чехии, Польши и Германии опубликовали в "InternationalHeraldTribune" статью под названием «Регресс Украины», в которой напомнили о том, что, хотя переговоры по поводу ассоциированного членства Украины в ЕС завершены, ратификация соответствующего договора фактически заблокирована в связи с судебным преследованием «оранжевых» политиков.


В конце февраля этого года Киев отверг предложение Москвы о снижении цены на природный газ на 10 процентов, заявив о том, что она все равно слишком высока. Украина, которая в первом квартале 2012 г. платила 416 долларов за тысячу кубометров, справедливой считает цену в 250 долларов. Однако Кремль уже давно дал понять, что пересмотр цены на газ возможен лишь в том случае, если «Газпрому» будет позволено приобрести украинскую газотранспортную систему, или если Украина вступит в Таможенный союз во главе с Россией.


В начале февраля 2012 г. вице-президент «Газпрома» А. Медведев выразил удивления в связи с сообщениями Еврокомиссии о том, что поставки природного газа в Италию сократились на 10 процентов, отметив, что его компания наоборот увеличила экспорт. При этом всю вину за произошедшее он возложил на Украину, через территорию которой до запуска «Северного потока» в ноябре прошлого года в Европу поставлялось 80 процентов потребляемого ей российского газа. В ответ украинская государственная компания «Нафтогаз» распространила заявление, в котором отвергла все выдвинутые в ее адрес обвинения в нарушении принятых на себя обязательств.


Читайте также: Напряжение в российско-украинском газовом споре растет


В то же время, в январе этого года Киев объявил о планах сокращения импорта газа из России до 27 миллиардов кубометров в год и его замене другими видами топлива. Как было сказано выше, Москва предложила десятипроцентную скидку, если Украина согласится выкупать весь предусмотренный контрактом объем газа, а именно - 52 миллиарда кубометров (в 2011 г. Украина приобрела только 40 миллиардов кубических метров), но Киев такой вариант не устроил.


В этом и заключается главный парадокс: президент Виктор Янукович обещал улучшить отношения с Россией и добиться снижения цены на российский газ для украинских потребителей, но переговоры безуспешно идут уже более года.


Аренда базы Черноморского флота России в Севастополе была продлена на 25 лет, на что Москва ответила лишь небольшой скидкой. Тогда руководство Украины заявило о том, что договоренности по газу, достигнутые в 2009 г., являются незаконными, арестовало подписавшую их с украинской стороны Ю. Тимошенко и пригрозило «Газпрому» Стокгольмским арбитражем. Но Россия вновь отказалась идти на уступки по цене, и Киев в два раза сократил потребление российского газа. Теперь, по мнению экспертов, у Москвы есть несколько вариантов того, как себя вести в данной ситуации: согласиться с требованиями Украины и пересмотреть договор 2009 г. в сторону уменьшения объемов поставок; самой потребовать, чтобы Киев действовал по формуле «бери или плати», или оспорить его поведение в том же Стокгольмском арбитраже.


На последней ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности В. Янукович дал интервью немецкому изданию "SueddeutscheZeitung", в котором еще раз повторил то, что подписанные три года назад соглашения крайне не выгодны для его страны, угрожают ее национальной безопасности и негативно сказываются на конкурентноспособности украинских производителей. Также он заверил, что Украина не откажется от своей газотранспортной системы, так как она не хочет потерять статус транзитной страны.


В то же время, В. Янукович признал, что национальная ГТС нуждается в модернизации, и потребуется на это 3-4 млрд. долларов. Для этого Украина предлагает создать трехсторонний консорциум, в котором у России и ЕС было бы по 33 процента акций, а у Украина - 34 процента. Москва в свою очередь собирается строить газопровод «Южный поток» с пропускной способностью в 63 миллиардов кубических метров газа в год, что теоретически позволит ей вообще отказаться от транзитных услуг Киева.


Также по теме: Высокие цены на газ мобилизуют украинскую экономику


Правда Россия еще решает, договариваться с Украиной и ЕС, чтобы совместно потратить несколько миллиардов долларов на модернизации украинских трубопроводов, или выложить 20-25 млрд. долларов на строительство «Южного потока». Невнятную позицию пока занимает и Брюссель, в частности вяло реагируя на инициативы Киева и таким образом позволяя Кремлю действовать в отношениях с неуступчивым соседом с позиции силы.


Но премьер-министр Украины Н. Азаров говорит, что, если России не нужны украинские трубы, и она готова выбросить 20 млрд. долларов на «Южный поток», пожалуйста. Кроме того, зимние морозы показали, что в России не хватает подземных хранилищ для обеспечения достаточных поставок в периоды пиковой нагрузки (в советское время большинство хранилищ было построено именно на Украине). Поэтому официальный Киев заявил, что во время холодов не крал газ, а спасал «Газпром», который не смог поставить Италии и Австрии необходимое количество топлива.


Короче говоря, украинским олигархам нужен дешевый газ, но от контроля над трубой Киев отказываться не хочет, чтобы не утратить во многих смыслах ценный статус транзитера. По этой же причине Украина не хочет вступать в Таможенный союз, который политически контролирует Россия. В результате Киеву приходится изворачиваться в стремлении добиться пересмотра договоренностей 2009 г. и одновременно избежать «симметричного» ответа со стороны Москвы.


Странно, что Украина раньше не думала о модернизации своей энергетической инфраструктуры, хотя этим следовало заняться сразу после подписания газовых соглашений 2009 г. В этом случае Киев смог бы поставить на границе с Россией и ЕС газовые счетчики и сохранить репутацию надежного транзитного партнера. Но украинское руководство почему-то ориентировано на краткосрочные решения (например, попытки переписать вышеупомянутый газовый договор с Москвой).


В этой ситуации общественность Украины внимательно следит за новостями о диверсификации импорта газа. В начале марта этого года на портале Korrespondent.net появилось сообщение о том, что «Нафтогаз» планирует подписать контракт с немецкой компанией RWE на закупку трех миллионов кубических метров газа в день с поставкой по словацким газопроводам. Хотя все проблемы Украины это не решит, переговорную позицию Киева в споре с Москвой все же может усилить.


Также обсуждается возможность закупки Украиной туркменского газа, тем более что раньше это уже происходило, и в сентябре прошлого года Ашхабад предложил Киеву разведать и добывать на своей территории до 5 миллиардов кубометров газа в год. Но и в этом случае придется «идти на поклон» к «Газпрому», так как туркменское голубое топливо может попасть на Украину только через территорию России.



Автор: Aрунас Спраунюс, Geopolitika