Консорциум по разработке газоконденсатного месторождения Шах-Дениз-2 в азербайджанском секторе Каспийского моря наконец-то приступил к долгожданному определению фаворита в битве за «голубое топливо». Пожалуй, именно это является главной новостью последних недель, а вовсе не то, что первым «на вылет» оказался проект ITGI, шансы на реализацию которого были примерно сравнимы с вероятностью начала строительства газопровода Nabucco в его первоначальном варианте…
То, что ITGI (Interconnector Turkey - Greece - Italy) является одним из самых слабых звеньев Южного энергетического коридора, призванного диверсифицировать поставки природного газа в Европу, было понятно давно. Иллюстрациями к этому пониманию являлись маниакально-регулярные заявления председателя IGI Poseidon и исполнительного директора Государственной газовой корпорации Греции Гарри Сачиниса.
Одним из его последних откровений, прозвучавших в январе этого года, стало приветствие совместного заявления министерств иностранных дел и энергетики Греции, «последовательно и решительно» поддержавших план по завершению проекта ITGI, «по сравнению с другими проектами, находящимися на начальной стадии… являющимся передовым проектом «Южного коридора». Сачинис вновь пытался доказать то ли «внутреннему потребителю», то ли международному консорциуму по разработке второй стадии «Шах-Дениз», то ли объединенной Европе, что лоббируемый им проект может доставить азербайджанский газ в ЕС с минимальным риском.
О «минимальных» рисках, сопряженных с такой страной, как Греция, весь мир за последний год узнал более чем достаточно. А потому, прозвучавшая в итоге со стороны консорциума по разработке месторождения в азербайджанском секторе Каспия формулировка о том, что предложения по ITGI не отвечают ранее обнародованным критериям выбора маршрута для экспорта газа с месторождения «Шах-Дениз» в Европу, пожалуй, мало кого удивила. Тем паче, Афины, остро нуждающиеся в поступлении финансовых средств, заявили слишком высокую пошлину за транзит газа по территории своей страны.
Как бы то ни было, но теперь информационные агентства спешат заявить о том, что количество претендентов на азербайджанский газ сократилось до трех - Трансадриатического (TAP), лелеемого Европой Nabucco и лоббируемого BP Юго-Восточного Европейского Трубопровода (SEEP). Причем в ретранслируемых СМИ сообщениях делается парадоксально смешной акцент: мол, в схватке между ITGI и ТАР (оба маршрута предполагали доставку «голубого топлива» в Италию) выиграл последний, и теперь Консорциуму во главе с ГНКАР предстоит определиться с тем, какой из двух других газотранспортных проектов - Nabucco или SEEP - станет следующим «слабым звеном».
Однако такая постановка вопроса на самом деле свидетельствует, скорее, об обратном, ведь здесь уже можно проводить определенные аналогии с былой медиаактивностью Сачиниса.
Так, в минувший понедельник управляющий директор проекта TAP Кжетил Тунгланд выступил с заявлением, в котором отметил, что Трансадриатический трубопровод остается сильным вариантом, который может быть выбран Азербайджаном для доставки каспийского газа в Европу. «Мы твердо верим, что ТАР остается сильным претендентом на победу в тендере на транспортировку газа с месторождения Шах-Дениз- 2 в Европу. Мы также уверены, что ТАР предлагает консорциуму Шах-Дениз самый привлекательный маршрут в Италию… Мы рады подтвердить, что ТАР был избран консорциумом Шах-Дениз в качестве маршрута трубопровода в Италию. Сейчас мы готовы вступить в эксклюзивные переговоры по продвижению проекта. Мы с нетерпением ждем начала реализации проекта TAP совместно с консорциумом Шах-Дениз и итальянским, албанским и греческим правительствами», - сказал управляющий директор проекта TAP.
Подобного рода заявления внимательный наблюдатель мог не раз слышать и от представителей проекта ITGI. По факту же мы имеем следующее: консорциум «Шах-Дениз» своим решением всего лишь заявил о том, что приоритетным маршрутом для возможного (а это стоит подчеркнуть) экспорта газа в Италию является проект Трансадриатического газопровода, переговоры с которым будут продолжены, наряду с другими рассматриваемыми проектами в Центральную Европу. Не больше и не меньше.
Совсем другая история складывается вокруг двух других проектов. SEEP предполагает строительство магистральных трубопроводов, соединяющих последовательно Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Хорватию. Что же касается Nabucco, то о его первоначальном варианте, предполагающем строительство трубопровода длинной 4 тыс. км. и мощностью в 30 млрд. кубометров газа, с подписанием азербайджанской ГНКАР и турецкой Botas меморандума о строительстве Трансанатолийского газопровода (TANAP), все уже забыли. На повестке дня совершенной иной проект под скромный названием Nabucco-west. Протяженность и мощность трубопровода существенно меньше, чем у его предшественника, а география маршрута похожа на бипишный SEEP: он берет начало с турецко-болгарской границы и заканчивается в австрийском газовом хабе Баумгартене.
Принимая во внимание ставку официальных Баку и Анкары на развитие Трансанатолийского газопровода, ресурсной базой для которого является то же самое месторождение Шах-Дениз, а также недавние заявления представителей Еврокомиссии о возможном совмещении двух проектов - TANAP и Nabucco - уже сейчас начинают вырисовываться очертания итогового решения, которое примет Консорциум во главе с ГНКАР.
Правда решение это, как нам уже заявляют, будет не таким скорым, как хотелось бы. Время уйдет на более детальное изучение уточненного предложения от консорциума Nabucco. И уже учитывая только это обстоятельство, «слабым звеном» проект Nabucco-west считать вряд ли стоит.
Игра продолжается.
История развития
нефтяной отрасли Азербайджана
География нефтяной
промышленности Азербайджана
Перспективы
развития нефтегазовой промышленности Азербайджана до 2013
года
Автор: Новости-Азербайджан