Пар в свистке
Накануне президентских выборов 2004 г. наблюдался интересный
физический эффект - был достигнут абсолютный минимум активности в
сфере энергосбережения Украины за последние 14 лет. Ожидание
результатов выборов отвлекало внимание депутатов, политиков,
собственников, руководителей предприятий и финансистов от проблем
со снижением энергетических затрат во всех базовых сферах
хозяйствования Украины. Они как бы переносили на потом решение этих
проблем. Все туже сжималась пружина ожидания перемен в самой
отсталой по энергоэффективности стране в мире - в
Украине.
Смена власти и новое оранжевое правительство, без сомнения,
вдохнуло новую жизнь в энергосбережение нашей страны. Особенно
ярким было решение новой власти о ликвидации Госкомэнергосбережения
Украины. Хотя статьи в газетах, обещания с трибун и круглые столы с
призывами к возрождению украинского энергосбережения, наперебой
сменяя друг друга, кричали об одном и том же - мы потребляем очень
много энергии, больше всех в мире - это нужно менять.
По количеству обещаний и намерений, декларируемых в период
2005-2006 гг., оранжевая власть затмила все 10 лет предыдущей
говорильни об энергосбережении в Украине - даже я поверил этим
обещаниям.
В бюджет-2006 прямо заложили 600 млн гривен (около 3 млрд руб. -
прим. ред.) на цели энергосбережения - об этом тоже много кричали
газеты и телевидение, этот шаг говорил о решительности намерений
новой власти. Еще 1200 млн гривен в бюджете-2006 теоретически можно
было направить на энергосберегающие проекты в жилищно-коммунальной
сфере. Но этого не произошло.
В телевизионных передачах, газетах, в выступлениях политиков, на
каждой конференции в течение полутора лет мы занимались повальным
самобичеванием, говоря об энергетической отсталости Украины от
всего мира и ближайших соседей, об энергетической безопасности, об
энергетической зависимости и надвигающемся кризисе - и ничего не
делали. И кризис не заставил себя ждать.
Газовый кризис начала 2006 г. еще раз поднял проблему
энергосбережения на недосягаемую высоту внимания в обществе.
Прозвучали громкие и раздраженные указания президента и
премьер-министра о безусловном снижении энергозатрат для всей
Украины на 10% в 2006 г., как абсолютной необходимости для власти и
бизнеса. Я уже писал о непродуманности таких «крутых» заявлений - у
новой власти просто нет 15 млрд долл. США для снижения
энергопотребления на 10% в такой энергоемкой стране, как Украина.
Так быстро и просто такие дела не делаются.
Научитесь, наконец, считать, господа. Энергосбережение - это не
выборы, не Майдан - это расчетливая необходимость заново
перестроить вконец запущенное предыдущей властью украинское
хозяйство - самое энергонеэффективное в мире. Энергосбережение -
это много, колоссально много труда - и ума. И еще нужны время и
деньги.
Спустя полтора года после прихода к власти, министр финансов
Украины признает, что ждать нечего - в бюджете-2006 денег на
украинское энергосбережение нет. Напомню - их не было и в оранжевом
бюджете-2005. Слова у власти опять и опять упрямо расходятся с
делом и нельзя об этом молчать.
Хочу напомнить - в бюджете маленькой Беларуси на этот и четыре
следующих года заложено по 900 млн долл. на каждый год на
энергосбережение и замещение импорта природного газа собственными
источниками топлива и энергии на 25% от существующего уровня к 2010
г. И я убежден, что это поручение Президента Беларуси будет
выполнено. Убежден еще и потому, что финансирование на эту
пятилетку соразмеримо с поставленными целям. А еще потому, что две
предыдущие пятилетки подряд в Беларуси на деле выполнялись
намечаемые планы - каждую пятилетку обеспечивался рост ВВП Беларуси
на 40% при нулевом росте энергозатрат. За 10 предыдущих лет
бюджетные ассигнования Беларуси на цели энергосбережения составили
1 250 млн долл. Суммарные бюджетные ассигнования на цели
энергосбережения в Украине за 10 предыдущих лет были в 80 раз
меньше, чем в Беларуси.
У нас, в Запорожской области и в городе, разговоров об
энергосбережении за прошедшие полтора года не сосчитать. Приезжал
президент, создавалась демонстрационная зона, строились концепции и
программы, но поверьте - на деле не делается ничего. Три раза
собиралась, но так и ни разу не собралась областная комиссия по
энергосбережению. В бюджете денег на энергосбережение тоже нет. Их
нет даже на энергетический аудит бюджетной сферы.
Крайних, как всегда, не сыскать, зимой будем мерзнуть. Промозглый
холод зимой в здании Запорожской гособладминистрации стал нормой в
последние годы. Что можно сказать о власти, которая не может
согреть даже себя?
Похоже, что во власти наивно верят, что энергосбережение можно
развивать без денег. Прошло два года - стало ясно, что без денег
работы в энергосбережении Украины в 2006 г. опять не состоятся.
Весь пар опять ушел в свисток.
Прошедшая осень принесла в Украину некоторое облегчение. Упали цены
на бензин, и наши политики наконец-то договорились о цене газа в
2007 г. - 130 долл. США на границе. И неважно, что этот газ, дойдя
до предприятий, будет стоить более 200 долл., а его стоимость для
населения в 2007 г. еще не вполне ясна. Главное - цены остановились
и растут не так быстро. У Украины пока самый дешевый в Европе газ и
это обстоятельство дает нам передышку для перестройки нашей
энергоемкой экономики и наших холодных домов. Временно!
Премьер-министр Украины Виктор Янукович убежден, что 2007 г. станет
последним годом, когда Украина будет иметь льготную цену на газ -
«...Цена на газ для Украины должна была быть 200-210 долл. за
тысячу кубометров уже на следующий год. Мы, конечно, паузу
получили, и, я надеюсь, цена будет 130 дол., но я думаю, это будет
последний год». Он так же отметил, что соседи Украины уже имеют
более высокую цену на газ. Так, по его словам, цена на газ для
Беларуси в следующем году составит 140 долл. за тысячу кубометров,
для стран Прибалтики и Закавказья - на уровне 200 долл., для Польши
-180 долл., для Румынии - более 300 долл.
Как долго продлится этот спасительный для нас период, сможем ли мы
вовремя подготовиться к неизбежному взрыву цен на энергоносители,
когда в Украине наступит выравнивание цен на газ по уровню стран ЕС
- эти вопросы пока не находят ответа. Но эта пауза, безусловно,
будет невелика.
Чего не хватает
энергосбережению в Украине
У нас есть почти все - идеи, знания, кадры, центры энергосбережения
(по количеству их вдвое больше, чем в России), энергосберегающие
компании, заводы-изготовители, компании-продавцы энергосберегающего
оборудования, отделы по энергосбережению в гособладминистрациях при
каждой области. У нас есть программы по энергосбережению в
государстве, областях, в каждом городе и энергопаспорта почти на
каждом предприятии. У нас уже есть счетчики и областные инспекции
по энергосбережению, даже энергетическую экспертизу нам
осуществляют как платную услугу эти государственные областные
инспекции по энергосбережению.
На бумаге числится даже национальная информационная сеть по
энергосбережению -НЕСИН (NECIN). Это все у нас было и есть - мы
этим гордимся. Вот только энергосбережения в Украине пока нет -
видно еще немного, еще чуть-чуть чего-то не хватает.
Прежде всего, у нас нет политической цели в сфере энергосбережения
страны на текущее десятилетие - короткой и ясной для всех, как,
например, в Беларуси, не говоря уже о США. Цели, которую можно
проверить, взвесить, пощупать. Цели, декларированной в основных
государственных документах, которая бы не менялась с приходом новой
волны любителей власти. Цели, с которой были бы солидарны
большинство политических партий Украины. Цели, по которой каждый
год можно сверять достигнутое. Кстати, этой цели у нас не было
никогда. Были призывы, было все, что угодно, - комплексная
государственная программа энергосбережения на 676 страницах,
энергетическая стратегия на 130 страницах с приложениями. Ясной
политической цели в истории энергосбережения Украины пока еще не
было.
У нас нет стратегии энергосбережения, особенно нет модели для
реализации в условиях перманентного общемирового энергетического
кризиса. Хотя каждая страна Центральной и Восточной Европы уже
разработала и вписала в орнамент своих высших политических
императивов стратегию энергоэффективности своего государства. Кроме
Украины. Любителям сладенького рекомендую почитать раздел 7 новой
энергетической стратегии Украины - заранее набирайтесь терпения и
сил разобраться в этом винегрете пожеланий и деклараций - я не
смог.
У нас нет работоспособных законов, обеспечивающих развитие
энергосбережения в рыночных условиях. Нет, на бумаге законы есть -
нет ни одного работоспособного. Новой законодательной власти нужно
прямо признать, что все нужно начать сначала - с самого
нуля.
Кстати, у нас нет и никогда не было дееспособной нормативной базы
энергосбережения, эшелонированной по хозяйственным отраслям,
регионам и муниципалитетам. Хоть бы кто-то, хоть раз почитал
российские ГОСТы по энергосбережению или Московские городские
строительные нормы - МГСН - и сравнил с нашими. Есть отдельные
осколки нормативной базы, созданной почти бесплатно энтузиастами от
энергосбережения, понемногу и как получалось, а получилось, как
всегда...
У Украины нет бюджетной политики энергосбережения, особенно в
долгосрочном аспекте - на 5-10 лет. Ее нет в государстве, нет в
регионах, нет в муниципалитетах. Ее практически нет у субъектов
хозяйствования. Тезис о том, что платить нужно буквально за все, а
за энергосбережение и тем более - не воспринимается нашей властью.
Они все еще думают, что кто-то проплатит за них. Они хотят жить в
европейском капитализме, а за энергоносители платить
по-социалистически, деньгами Москвы. Города и регионы тоже
терпеливо и настойчиво ждут подачек на энергосбережение от Киева -
они так воспитаны существующей бюджетной политикой в Украине. Мало
у нас тех, кто плюнул на Киев и взялся за работу сам.
В Украине нет тарифной политики энергосбережения. Наиболее мощный
из всех известных стимуляторов развития энергосбережения, прекрасно
испытанный многими европейскими странами, совершенно не действует в
Украине. И я подозреваю, что НКРЭ - основной регулятор тарифной
политики в стране - не подозревает о своей огромной роли в развитии
энергосбережения в Украине. Этой тарифной политики энергосбережения
нет в государстве, нет в регионах и в муниципалитетах. Мощнейший
двигатель энергосбережения нашей страны стоит без движения и без
топлива, а если сказать прямо - без руля, ума и воли.
Этот список можно еще и еще продолжать -например, нет экономической
и инвестиционной политики энергосбережения Украины. У нас нет
политики финансирования проектов с расчетами за кредиты из будущей
экономии, политики инвестирования проектов на возвратной основе. У
нас нет политики привлечения внешнего капитала для
энергоэффективной реконструкции всей украинской экономики
по-польски - на десятки миллиардов долларов сразу.
К новому
правительству
Новое правительство Украины при поддержке парламента должно создать
и реализовать экономическую и инвестиционную политику страны,
отвечающие поставленным политическим целям. Нужно перечеркнуть не
оправдавший себя отраслевой принцип формирования комплексной
государственной программы энергосбережения и перейти на проектный
принцип формирования целевых программ. Хорошим примером является,
например, целевая программа «Когенерация - 5000 МВт». Или целевая
программа «Энергосбережение в бюджетной сфере». Такими программами
легко управлять, обеспечивать мониторинг их эффективности,
персонифицировать ответственность за результаты. Они хорошо
структуризуются по регионам и городам, надежно бюджетируются на
возвратной основе для различных схем финансирования, а также
отвечают принципам типизации проектных решений.
Правительство должно осуществить масштабный энергетический аудит
всех базовых отраслей хозяйствования, определив объемы требуемых
инвестиций, приоритеты в финансировании и механизмы гарантий
возврата инвестиций в проекты энергоэффективности. Результатом
таких инвестиционных энергоаудитов должны стать ТЭО и бизнес-планы
государственных инвестиционных проектов и программ.
Например, утилизация 8 млрд т шахтного метана в год позволила бы
снизить импорт природного газа в Украину на 4-5 млрд кубометров.
Нашли же США 600 тыс. долл. на разработку ТЭО для своих компаний по
использованию шахтного метана в Украине - это прекрасный пример для
многих подобных проектов (торф, бурый уголь, биогаз, биотопливо,
биодизель, свалочные, нефтяные и промышленные газы, сбросное тепло,
утилизация энергии газов и др.). Не стыдитесь денег - платите за
энергосбережение, иначе эти же деньги уйдут на оплату импорта газа.
Нам жизненно необходимо снизить потребление природного газа на 30
млрд кубометров до 2015 г. Но этот путь еще никем и никогда не был
протоптан, Украине сейчас, как никогда, нужна эффективная
энергоразведка - энергоаудит, вперед!
Правительство как можно быстрее должно определить и реализовать
механизмы государственной поддержки собственников, решившихся на
масштабные инвестиционные проекты энергоэффективности на своих
предприятиях. Особенно весомой должна стать господдержка проектов
снижения импорта природного газа в Украину, проектов замещения газа
собственными источниками топлива и энергии.
Одномоментное сочетание 3 кризисных механизмов - перманентное
подорожание газа, уменьшение рынков сбыта продукции и необходимость
капиталоемкой энергоэффективной модернизации основных фондов могут
повалить наземь не только отдельные предприятия - могут рухнуть
целые отрасли - без господдержки. Кто будет платить налоги в бюджет
в этот период? тогда, чтобы выжить, собственники начнут выводить
активы за рубеж любыми доступными им способами. только для того,
чтобы спасти свой бизнес.
Правительство должно создать и реализовать механизмы объективного
мониторинга энергоиспользования в Украине, разрушив многолетнюю
ложь и фальсификацию в оценке реального состояния энергосбережения
в нашей стране. Также необходимо создать единый Госреестр проектов
энергосбережения (с показателями эффективности каждого проекта),
пользующихся государственной поддержкой - чтобы не было недомолвок
и коррупции.
И, наконец, правительство от имени государства само должно стать
эффективным собственником и менеджером энергоэффективной
реконструкции в принадлежащей ему бюджетной сфере - здесь давно
нужно начать широкомасштабные программы финансирования
энергоэффективных проектов на возвратной основе с привлечением
внешних инвестиций (на возвратной основе из фактической экономии)
на этот рынок. Государству, для управления государственными и
региональными программами и проектами, предстоит заново создать
систему эффективного энергетического менеджмента на центральном и
региональных уровнях. Хорошо бы не изобретать велосипедов, а,
изучив опыт других стран, выбрать и быстро внедрить испытанную
временем модель такого менеджмента -например, энергетического
менеджмента США. В течение 10 последних лет государственный
менеджмент Украины в сфере энергосбережения в законодательной и
исполнительной ветвях власти был ниже всякой критики - это
необходимо признать.
Цены на газ и нефть будут
расти в течение 20 следующих лет
Анализ происходящего в Украине, России, Беларуси, США и Европе
позволяет увидеть за деревьями отдельных событий лес качественных
изменений и сделать неутешительный вывод - в 2005 г. начался второй
мировой энергетический кризис.
Этот кризис предсказывался многими аналитиками давно - начали
заканчиваться запасы нефти и газа, их добыча постепенно становится
все меньше потребления, которое продолжает расти. С ростом экономик
крупных и густонаселенных развивающихся стран нагрузка на
истощающиеся месторождения нефти и газа в мире стала расти слишком
быстро, энергетический кризис стал неминуем.
Лидеры мировой экономики, наученные горьким опытом первого
энергетического кризиса 1973-78 гг., сегодня предпринимают все
возможные меры, чтобы задержать и ослабить проявления его
начального периода. Огромная и скрытая работа по подготовке
экономик развитых стран к жизни в эпоху заканчивающихся нефти и
газа идет постоянно, началась она не вчера, большой заслугой
мирового сообщества стало сильное замедление начальной фазы второго
мирового энергетического кризиса.
Человечество пока не смогло решить проблему своего жизнеобеспечения
при снижении или стабилизации энергозатрат на постоянном и
приемлемом для природы уровне - энергозатраты продолжают угрожающе
расти. Изменение климата и экологический кризис постоянно маячат за
плечами энергетического кризиса и нас всех ждут нелегкие
времена.
Цена нефти и газа - глобальный регулятор для всего человечества,
который будет противодействовать росту потребления энергоресурсов,
заставляя искать и находить новые технологии энергоснабжения. Эти
технологии появятся не сразу - нужно много времени на переход к
энергоэффективному способу жизни.
На этот переход понадобится не менее 20 лет, которые станут
кризисным периодом в истории человечества - в это время уйдут в
небытие двигатели внутреннего сгорания, выйдут из моды газовые
турбины, забудутся многие технологии и оборудование с низким КПД
для примитивного сжигания топлива. В эти годы взлетят до небес
тарифы на тепло, газ, электроэнергию и воду. Как первый кризис
родил политику энергосбережения для многих стран, так второй кризис
сделает невозможным в принципе энергорасточительное хозяйство - не
только рост цен и новые технологии, а и банкротства, нищета и
разорение станут уделом для тех, кто вовремя не принял защитных мер
и не снизил энергозатраты.
Я точно знаю, что жить в наших холодных домах, построенных при
социализме, при новых ценах станет невыгодно и невозможно. Как же
за эти 20 лет перестроить все наши дома?
Повышение цен на газ стало неизбежным в длительной перспективе и
поставило точку в затянувшемся процессе переоценки эффективности
коммунальной энергетики Украины. Прекрасная и надежная система
централизованного коммунального энергоснабжения, построенная в
эпоху централизованной экономики и дешевых энергоресурсов,
оказалась экономически несостоятельна при переходе к
рынку.
Если для промышленности процесс повышения цен на газ приведет к
энергоэффективной терапии и временному снижению доходов для
собственников предприятий, то для населения газовый шок будет
непереносим. Регионы и города Украины совершенно не готовы к
многократному повышению тарифов на энергоносители, их
энергетическая стратегия основана на прошлом дешевых
энергоносителей и неспособна противостоять надвигающемуся
энергетическому кризису. Муниципалитеты не умеют накапливать
ресурсы для масштабных программ перестройки своей энергетики на
новый лад, хуже всего дела обстоят в секторах потребления - жилье,
бюджетная сфера и коммунальные хозяйства еще полностью находятся в
социализме.
Гиперцентрализованная энергетическая политика Украины породила
полную зависимость областей и городов от действий центральных
органов власти.
Сейчас, после резкого роста тарифов на газ, все мэры и губернаторы
бросились к Президенту Украины с призывами о компенсации
подорожания тарифов из центрального бюджета. Они совершенно не
обучены сами справляться с проблемой, которую мы давно называем
энергосбережением. Похоже, что теперь им каждые полгода придется
просить Президента о помощи, или надо будет научиться думать о
будущем самим. Это время лишило нас всех руководителей, готовящих
сани летом и мыслящих категориями пятилеток.
НЭП - новая энергетическая политика
Основой для новой энергетической политики областей и городов
Украины должно стать следующее:
• последовательное снижение энергозатрат, перевод городских
хозяйств на режим энергосбережения. Снижение энергозатрат в 2 раза
за 10-15 лет должно стать главной целью муниципальных программ
энергосбережения. Емкий внутренний рынок энергоэффективных
технологий и оборудования позволит осуществить модернизацию на
самоокупаемой основе, с возвратом инвестиций из фактической
экономии;
• повышение коэффициента использования топлива, прежде всего
природного газа. Особенно привлекательной становится
комбинированная выработка тепловой и электрической энергии -
когенерация;
• замещение природного газа местными источниками топлива и энергии,
включая возобновляемые источники. Повышение цен на газ сделало
экономически рентабельными энергоблоки на свалочном газе, соломе и
биодизеле, промышленных и нефтяных газах, шахтном метане и
биометане, местном низкосортном угле, буром угле и торфе. Большую
роль в теплоснабжении городов начали играть тепловые насосы и
солнечная энергетика, нужно сильнее стимулировать использование
источников природного и сбросного тепла и холода.
Стимулирование привлечения инвестиций в реконструкцию
энергетического сектора и секторов потребления должно стать основой
новой энергетической политики для городов и регионов Украины. Эта
разновидность бизнеса энергоэффективности должна быть выделена в
особый вид хозяйствования на основе долгосрочного протекционизма со
стороны региональной и муниципальной ветвей исполнительной и
законодательной власти.
Новая роль областных и
городских советов
В моей Запорожской области девять последних губернаторов находились
у власти примерно по девять месяцев. Каждый из них приводил свою
команду и за это время они не успевали даже вникнуть в сложные
процессы управления большим индустриальным регионом. Эта
«надстройка» не вносила существенного влияния на развитие региона,
успевая только перераспределять собственность и потоки доходов.
Во многом, примитивизация механизмов энергосбережения в Украине
была обусловлена именно временностью и нестабильностью власти. К
сожалению, в этот период стали востребованы самые простые и
наименее эффективные механизмы энергосбережения - декларативные,
фискальные, административные, безденежные и малозатратные. Таким же
ошибочным было решение о подчинении Госкомитета по энергосбережению
Кабинету министров - нестабильность во власти не способствовала
созданию дееспособных законов, нормативной базы, долгосрочной
бюджетной и инвестиционной политики энергосбережения как в центре,
так и на местах.
Теперь, чтобы выжить, нужно заново выстраивать региональную и
муниципальную энергетическую политику, отбирая инициативу и ресурсы
у недееспособного центра и неэффективных властных надстроек. Пришло
время для разработки планов ГОЭЛРО-2 в каждом городе и регионе
Украины.
Потери энергии в бюджетной сфере региона и города - это
невостребованный капитал, энергосбережение - это новый бизнес с
многолетней базой востребованности. Потенциал экономии огромен - мы
можем платить за энергообеспечение вдвое и втрое меньше, чем
сейчас. Эти деньги мы теряем каждый год, 15 лет подряд. Вертикаль
регионального и муниципального энергосбережения должна начинаться в
советах. Здесь должен быть создан долгосрочный союз бизнеса и
власти. И каждая область и город Украины должны сформулировать свою
энергетическую стратегию и принять долгосрочные политические цели
энергосбережения.
Началом этого процесса должна стать разработка и утверждение
«Положения об реализации энергетической политике Н-ской области
(города) в период 2007 - 2015 гг.» и «Положения о экономии
энергетических и финансовых ресурсов на территории Н-ской области
(города)». Эти документы должны разграничить сферы влияния и
ответственности всех ветвей власти за формирование, финансирование
и подготовку целевых проектов и программ энергоэффективности, а
также за реализацию новой энергетической, бюджетной, тарифной и
инвестиционной политики в регионе или городе. И в основу этих
документов должен быть положен профессиональный экономический
анализ и прогноз на основе инвестиционных энергетических
аудитов.
Что нужно делать, чтобы
создать новую энергетическую политику своего
города
Первое - определиться с затратами на энергоснабжение города,
раздельно по коммунальным хозяйствам (водоканал, теплосети,
горэлектротранспорт, горсвет, горэлектросеть, горгаз), бюджетной
сфере, жилищному хозяйству, а также по видам энергоносителей и
периодам времени. Создать энергетический баланс города и финансовый
баланс затрат на энергообеспечение из всех источников. Сделать
ретроспективный анализ движения финансовых потоков и потоков
энергоносителей в системах энергоснабжения города за предыдущие
пять лет. Сделать перспективный анализ движения финансовых потоков
и потоков энергоносителей на пятнадцать лет вперед - прогноз на
основе трех сценариев роста тарифов на энергоносители и связанного
с этим роста тарифов на коммунальные услуги (оптимистического,
пессимистического и средневзвешенного).
Второе - создать модель потерь энергоносителей, структуру этих
потерь по всей инфраструктуре городского хозяйства в денежном и
натуральном выражении с динамикой их изменения за 15 следующих лет.
Определиться с собственниками этих потерь - кто их сегодня
оплачивает и кто мог бы быть заинтересован в их устранении. Оценить
величину этих потерь тремя способами - с учетом уровня
энергоэффективного оборудования и технологий, существующих сегодня
в Украине, в Европе, а также с учетом прогноза совершенствования
этого оборудования и технологий за эти 15 лет.
Третье - оценить объем инвестиций, необходимых на устранение этих
потерь и сведение их к среднеевропейскому уровню. Создать модель
источников вероятных инвестиций с оценкой затрат на их привлечение
и обслуживание долга.
Сразу скажу, что результаты такого анализа скорее всего сотрясут
основы местного мироздания. Я дважды по заказам муниципалитетов
двух совершенно разных городов проделывал подобный анализ и
наблюдал изменения в мышлении их руководителей - они начинали
понимать две простые вещи. Рост тарифов доказывал, что будущего у
них нет - при таких тарифах наши люди не живут. И второе -
энергосбережение выходило на первое место среди всех видов
бизнесов, существующих в городе.
Четвертое - сделать оценку возможностей повышения коэффициента
использования природного газа. Здесь очень много нереализованных
возможностей - замена старых котлов на новые конденсационные котлы.
Нужно всерьез рассматривать переход от централизованного
теплоснабжения к децентрализованному, с приближением источников к
центрам потребления тепловой мощности, установку ИТП на каждое
здание и понижение температуры энергоносителя. Очень привлекательно
смотрится замена старых котельных на маневренные когенерационные
энергоблоки, внедрение тепловых насосов вместо котельных и т.д., и
т.п.
Пятое - сделать оценку возможностей замещения природного газа
местными источниками топлива и энергии. В индустриальных регионах
Восточной Украины сегодня имеется огромный потенциал шахтного
метана, промышленных газов, сбросного тепла промпредприятий и
меткомбинатов. По самым скромным оценкам этот, неиспользуемый
сегодня потенциал замещения, вдвое превышает потребности Восточной
и Центральной Украины в тепле и электроэнергии. Для Западной
Украины энергетическим Клондайком могут стать биогаз, биодизель и
биомасса. Наладить сбор и утилизацию этих источников топлива в
индустриальных масштабах возможно, использовав опыт маленькой
Дании, где в год собирается 11 млн т соломы.
Шестое - скорее всего, в большинстве городов Украины нет
профессиональных компаний, готовых качественно выполнить подобный
анализ, провести инвестиционный энергетический аудит базовых
секторов городского хозяйства. Для подготовки такой политики нужно
привлекать банки и страховые компании, заново выстраивать
нормативную, бюджетную, инвестиционную, тарифную и административную
политику. Хорошим шагом в подготовке подобных преобразований
является подготовка муниципальной конференции по энергосбережению с
приглашением кандидатов на смотр и оценку возможного партнерства.
Результатом такой конференции может быть программа действий по
созданию энергетического плана, политики или стратегии.
Регионам и муниципалитетам Украины нужно все это делать, не
дожидаясь наступления кризиса, не ожидая помощи от центра, не
сомневаясь в успехе начинания. По этой дороге энергоэффективных
преобразований идет весь мир. В нашей области есть небольшой
приморский город - Бердянск. По моим наблюдениям, этот город пошел
по такому пути. Набирая скорость и уверенность по дороге. Обрастая
партнерами, союзниками и сочувствующими - что-то уже получается.
Нужно увеличивать горизонт прогноза для выбора более адекватной
энергетической политики - здесь действительно очень полезен опыт
Европы. Лучше взять сегодня взаймы для снижения энергозатрат, чем
ежегодно платить все увеличивающиеся счета за
энергоносители.
Всем становится ясно, что цена на газ будет стремиться к своему
потолку - 1000 долл. за 1000 кубометров для конечного потребителя.
Такая перспектива диктует для городов Украины необходимость
снижения энергозатрат в 2,5-3 раза по отношению к энергозатратам
сегодняшнего дня. Интересно отметить, что такой уровень
энергозатрат в муниципалитетах Европы уже достигнут и выход на
европейский уровень энергоиспользования является для Украины
основной политической целью новой энергетической
политики.
Что может быть дешевле старых и больших газовых котельных
Традиционное теплоснабжение потребителей от централизованных
предприятий тепловых сетей с ежегодным повышением цен на газ в
период 2008-2010 гг. становится планово нерентабельным для
коммунальных предприятий и основной головной болью для политиков,
находящихся у власти. Основной причиной этого явления является
неспособность населения платить по экономически рентабельным
тарифам и неготовность власти взять издержки содержания теплосетей
на себя при замораживании тарифов на тепло.
Наши тепловые сети и без того уже давно являются хроническими
должниками и условно рентабельными предприятиями. Но, похоже, запас
их экономической устойчивости исчерпан. Хрупкий баланс между крахом
бюджетов теплосетей или бюджетов городов, или бюджетов семей
одинаково опасен - куда не кинь, везде клин.
Что же может быстро
заменить природный газ и газовые
котельные.
Первое, что бросается в глаза - это технологии теплосбережения.
Сейчас множество технологий утепления зданий старых серий
конкурируют друг с другом за долю на украинском рынке
термореновации зданий. Снизить потребность в тепле в 2-3 раза уже
даже не техническая задача - скорее организационно-финансовая. Если
бы жильцы могли взять кредит на эти цели на 10 лет, то их платежи
за теплоснабжение практически бы не увеличились. Уменьшив потери
тепла, они гарантированно отдавали бы кредиторам долг из
фактической экономии. Спустя 4-5 лет, в разгар энергетического
кризиса, они начали бы платить в 2-3 раза меньше, чем
было.
Второе - это новые технологии отопления и горячего водоснабжения
без использования природного газа. Например, на основе ночной
электроэнергии с теплоаккумуляторами. В сочетании с утеплением
зданий эта технология позволяет еще в 3-4 раза снизить платежи за
тепло. Или отопление и горячее водоснабжение на основе тепловых
насосов - та же экономия и та же простота перехода, тысячекратно
испытанные и в Европе, и у нас в Украине. Сейчас уже трудно
встретить новое здание супермаркета или офиса без крышных чиллеров,
одновременно решающих задачу отопления-вентиляции-кондиционирования
без участия людей, в автоматическом режиме.
Третье - замещение природного газа местными источниками топлива и
энергии. Теплоснабжение на основе синтезгаза из отходов
промышленности, торфа и бурых углей, на основе биогаза, биотоплива,
за счет газификации местного угля - это еще неоткрытый Клондайк для
Украины - рост цен на газ открывает эту новую страницу в
энергетической политике муниципалитетов и регионов.
Для Восточной Украины таким Клондайком становится теплоснабжение за
счет утилизации промышленных газов и сбросного тепла, шахтного
метана и других, неиспользуемых сегодня возможностей.
Почему США добыли и использовали в 2005 г. 40 млрд кубометров
шахтного метана, развили эти технологии и интегрировали шахтный
метан в энергобалансы своих, промышленно развитых регионов -
потому, что с подорожанием природного газа это стало выгодно. Они
решили эту задачу за 5 лет, нарастив объемы добычи от опытных
установок до индустриально значимых. Давайте пригласим бизнес США с
их апробированными технологиями и оборудованием в Украину на
взаимовыгодных для нас и для них условиях -быстро и просто решим
задачу снижения импорта природного газа и снижения тарифов на тепло
для населения.
Мы можем совсем вытеснить природный газ из коммунальной сферы,
оставим ему единственную нишу - приготовление пищи. На эти цели
хватит природного газа, добываемого в Украине. Надо только решиться
на развертывание этого плана.
Кто придет на смену
предприятиям тепловых сетей
Рыночная экономика больно бьет по предприятиям тепловых сетей.
Устаревшее оборудование и изношенные инженерные сети, низкая
зарплата и незаинтересованность в снижении потерь, долги и
отсутствие перспективы в развитии - вот современные реалии тепловых
хозяйств Украины.
Популизм политиков в центре и на местах остановил рост тарифов,
адекватный росту цен на энергоносители, сделал невозможным
обновление основных фондов. Невозможность привлечь кредиты для
снижения энергозатрат и перехода на новые энергетические
технологии, невозможность заинтересовать персонал теплосетей в
снижении энергозатрат у потребителей - этот список можно продолжать
и продолжать. Долгое время окупавшие свои издержки за счет
потребителей, тепловые хозяйства сегодня лишены этой перспективы,
даже в тактическом плане. Еще одно или два повышения тарифов - и
конец, наступает эра неплатежей.
Новые технологии автономного теплоснабжения, теплоснабжения из
альтернативных источников, возрождающийся бизнес на поставках
тепловых услуг больно бьют по интересам тепловых хозяйств, отбирая
у них потребителей и рынок сбыта своей продукции. И без того их
условная рентабельность, оживающая только при взлете тарифов,
уничтожается растущей конкуренцией со стороны прогресса новых
технологий теплоснабжения в молодом частном бизнесе. Прогресс,
который давно остановился в наших общественных тепловых хозяйствах
на отметке 1960-1970 гг.
Остановился без надежд на развитие - эта ситуация тянет систему
теплоснабжения Украины на дно мирового прогресса, а жителей нашей
страны обрекает на перманентный рост тарифов и нищету.
Исполнительной и законодательной власти нужно стимулировать приход
молодого бизнеса тепловых услуг на муниципальные рынки, открыв его
для конкуренции. Потребитель вправе выбрать более дешевый тариф и
высокое качество тепловых услуг от частного специализированного
предприятия - нужно законодательно разрушить монополизм предприятий
тепловых сетей, подтолкнув их к очистительной процедуре банкротства
и последующей приватизации. Таким путем прошли почти все тепловые
хозяйства Восточной Европы и нам нужно ускорять этот процесс
накануне приближающегося энергетического кризиса.
Автор: Степаненко В.А, "Новости теплоснабжения"