Уже стало хорошей, доброй традицией то, что Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов практически постоянно радует своих потребителей новинками и обновлением модельного ряда. А вот полуприцепы – бортовые и тентованные, а также панелевозы, контейнеровозы, самосвалы, трубовозы, выпуск которых возобновляется в 2009 году, к числу самых последних разработок конструкторов ОАО «Уралавтоприцеп», пожалуй, не относятся. Эти модели были сконструированы и выпускались в минувшие 5–7 лет. Затем, по разным причинам, их производство было приостановлено. Но то обстоятельство, что эта прицепная техника вновь востребована заказчиками, лучше всяких слов говорит о том, что универсальные и относительно недорогие полуприцепы сейчас как никогда отвечают задачам производственной деятельности потребителей в условиях экономического кризиса. И это еще не все. Технические идеи, которые конструкторы ЧМЗАП заложили в эти модели несколько лет назад, не только не устарели, а выдержали проверку временем, и от того их ценность только повысилась.
Вот достаточно красноречивый пример. Для базовой модели полуприцепа-самосвала ЧМЗАП-952010, производство которого возобновляется в том числе, заводские конструкторы разработали простой и эффективный опрокидывающий механизм, аналогов которому на тот момент не было запатентовано ни на одном из машиностроительных предприятий на территории бывшего Советского Союза. И до сегодняшнего дня, по мнению потребителей, именно простые, надежные и вместе с тем чрезвычайно эффективные опрокидывающие механизмы на полуприцепах-самосвалах производства ЧМЗАП остаются неоспоримым преимуществом этого вида прицепной техники из Челябинска. Такие механизмы используются на всем модельном ряде. Сегодня предприятие возобновляет выпуск ЧМЗАП-952010 по спецификациям 021 и 040 с полезной нагрузкой 25 и 16 тонн соответственно. А вообще полуприцепы-самосвалы от челябинских машиностроителей способны перевозить до 33 тонн сыпучих грузов, и любая модификация этого ряда, по желанию заказчика, может быть запущена в производство. Причем, с необходимыми в том или ином конкретном случае конструктивными усовершенствованиями.
Само время и экономическая ситуация доказали перспективность еще одного из направлений деятельности ОАО «Уралавтоприцеп». Имеется в виду производство полуприцепов-контейнеровозов. Челябинские машиностроители начали их выпуск первыми на территории бывшего Советского Союза, и с тех самых пор не уступают пальму первенства. Модельный ряд контейнеровозов от ЧМЗАП включает 40 модификаций с полезной нагрузкой от 20 и почти до 40 тонн. Неоспоримыми преимуществами челябинской техники является ее полная адаптация и техническое соответствие требованиям, предъявляемым к перевозке контейнеров во всех зарубежных странах, а также, например, то, что при перевозке контейнера высотой в 2,9 метра, общий габарит по высоте не превышает четырех метров. Существует множество других нюансов, благодаря которым модели ЧМЗАП-998580–015, ЧМЗАП-998590–018, ЧМЗАП-991100–041, после определенного перерыва вновь оказались нужными потребителям, и их производство возобновилось.
Одной из предпосылок нынешней востребованности лучших моделей прошлых лет стал экономический кризис. Потребитель, по возможности, старается уйти от модельного ряда узкой специализации, узкой направленности. Приоритет при прочих равных условиях ныне отдается универсальной прицепной технике, конструктивные особенности которой позволяют осуществлять транспортировку разнохарактерных грузов. Именно универсальностью отличается ряд моделей, которые ныне вновь запускаются в производство.
Многофункциональность — вполне обыденное явление для бортовых и тентованных полуприцепов. По своей природе этот модельный ряд предназначен для перевозок заранее не определенных групп грузов. Внешне бортовые и тентованные полуприцепы почти не отличаются от аналогичной продукции других российских заводов-изготовителей. Но стоит их опробовать в эксплуатации, как положительные отличия становятся видны невооруженным глазом. Отсутствие неожиданных поломок, минимальные затраты на эксплуатацию, неприхотливость к качеству дорожного покрытия, высокая «терпимость» к сверхнормативным перегрузам – вот далеко не полный перечень качеств, за которые потребитель предпочитает прицепную технику этого ряда именно из Челябинска.
Подобной универсальностью обладают не только представители модельного ряда бортовых и тентованных полуприцепов. Конструктивные особенности панелевозов ЧМЗАП-93853–0000033-УПП, 9906.400000–042К и полуприцепов-трубовозов, таких, например, как ЧМЗАП-9906.000000.038Б или ЧМЗАП-9906.500000.038Б. позволяют транспортировать не только стеновые железобетонные панели для гражданского промышленного строительства или трубы разного диаметра и назначения, что им положено, как говорится, по определению. Путем несложной трансформации, которая предусмотрена конструкцией, панелевозы или трубовозы легко переоснастить под транспортировку грузов в тарно-штучной упаковке (ящики, мешки, европоддоны и т.п.), любых тяжеловесных неделимых и негабаритных грузов.
Одним словом, испытанные, проверенные временем лучшие модели прицепной техники производства ОАО «Уралавтоприцеп» ныне вновь в строю, в меру возложенных на них задач помогают потребителям бороться с экономическим кризисом.
И еще. Модели, запускаемые сегодня в производство, по большому счету, не являются механическим повторением техники, которая производилась на предприятии несколько лет назад. Жизнь не стоит на месте. На Челябинском машиностроительном заводе автомобильных прицепов за это время произошло немало важных технологических изменений, благодаря которым сегодняшняя продукция ЧМЗАП вполне заслуженно конкурирует с лучшими мировыми аналогами, а нередко и превосходит их. Это касается, например, качества окраски, надежности сварных швов и многого другого. Попросту говоря, надежная, экономичная и многофункциональная прицепная техника, разработанная в минувшие годы, в полной мере вобрала в себя все лучшие достижения ОАО «Уралавтоприцеп» последнего времени.