Перспективный проект строительства нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск получит в скором времени кредит от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в размере $150 млн. Общая же проектная стоимость - $819 млн. Из российских банков интерес к проекту проявляют Внешторгбанк, Сбербанк и Российский Банк Развития.
Проект с условным названием ?Север? был поддержан вице-премьером Виктором Христенко 24 апреля текущего года и уже начал получать финансовую поддержку. По оценке европейских экспертов, к 2010-му году емкость европейского рынка нефтепродуктов может вырасти на 40%, цены на них непреклонно растут, поэтому все инвестиции окупятся уже через 5-6 лет.
Сейчас в северо-западном направлении нефтепродукты транспортируются по трубопроводам до Вентспилса, через Белоруссию, Литву, Латвию. В западном направлении - через Белоруссию и Украину. Страны берут с компаний немалые деньги за транспортировку по своей территории, некоторые при этом еще и незаконно врезаются в трубу. При этом российская трубопроводная система не может в полном объеме обеспечить экспортные возможности производителей нефтепродуктов.
Транспортировка по железной дороге обходится дороже из-за высоких тарифов и проблематичнее из-за нехватки цистерн. Тем не менее, Транснефтепродукт отправляет на экспорт всего 25 % от общего объема экспорта нефтепродуктов, остальные же 75 % доставляются по железной дороге.
По трубопроводу, рассчитанному на транспортировку 10 млн. тонн нефтепродуктов в год, будут экспортироваться нефтепродукты с Ярославнефтеоргсинтеза, Пермского НПЗ, Киришского НПЗ и других заводов.Топливо через портовый комплекс Приморск в Ленинградской области с помощью морского транспорта будет поступать непосредственно зарубежным потребителям.
Ввод нефтепродуктопровода намного увеличит экспорт нефтепродуктов из России, сделает транспортировку дешевле, позволит создать новые рабочие места и увеличить налоговые поступления в бюджеты. Так в государственный бюджет, по оценкам специалистов, поступит порядка $200 млн. в год. Все это станет основанием для роста российской экономики.
Строительные работы на трассе должны начаться уже в ближайшее время, большая часть работ по предварительному проектированию была выполнена специалистами ТНП еще на стадии подготовки документов для правительственной комиссии.
Автор: Анна Глазова