USD 96.6657

0

EUR 104.8094

0

Brent 75.63

-0.42

Природный газ 2.56

0

...

Разрешима ли в России проблема экспортных мощностей?

Очевидно, что в России существует дефицит экспортных мощностей, российская транспортная монополия "Транснефть" ударными темпами пытается нарастить пропускную способность экспортных нефтепроводов

Разрешима ли в России проблема экспортных мощностей?

Очевидно, что в России существует дефицит экспортных мощностей, российская транспортная монополия "Транснефть" ударными темпами пытается нарастить пропускную способность экспортных нефтепроводов.
Глава ?Транснефти? C.Вайншток, заявил что к весне 2004 года ?Транснефть? намерена довести мощность Балтийской трубопроводной системы (БТС) до 42 млн тонн.
Заявления руководителя ?Транснефти? прозвучали на следующий день после ввода в строй второй очереди Балтийской трубопроводной системы. В результате, как сообщает официальный сайт этой нефтетранспортной компании, БТС на сегодня в состоянии прокачивать ежегодно до 30 млн тонн нефти. Ранее планировалось увеличить ее пропускную способность за счет второй очереди с 12 млн до 18 млн, однако российское правительство распоряжением ? 341-р от 17 марта 2003 года поддержало предложение ОАО ?АК ?Транснефть? о ее поднятии дополнительно на 12 млн тонн нефти, а в дальней перспективе - до 50 млн.
В настоящее время завершилось сооружение третьей очереди системы (Палкино-Кириши-Приморск). На реализацию проекта компания затратила около 20 млрд руб. , взяв два кредита на эту сумму в Сбербанке. К весне будущего года Транснефть увеличит резервуарный парк в порту Приморск и построит две нефтеперекачивающие станции (НПС). Россияне рассчитывают, что с ее введением в действие, которое запланировано на март 2004 года, общая ежегодная пропускная мощность БТС дойдет до 42 млн. тонн нефти. Как предполагает вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, суммарные затраты на расширение БТС достигнут $1,2 млрд. По словам Григорьева, в перспективе есть вероятность довести пропускную способность системы до 62 млн. т в год, но сроки и инвестиционные вложения для этого проекта пока неопределенны. Балтийская трубопроводная система, по данным ?Транснефти?, позволит перекачивать не только тяжелые смеси с тимано-печорских, западно-сибирских и урало-поволжских месторождений, но и легкую казахстанскую нефть из магистрали Атырау-Самара (пропускная способность ? 15 млн тонн нефти в год) и далее по маршруту Самара-Альметьевск-Приморск.
Нефтяники уверены, что без реализации дополнительных проектов Транснефть не решит проблему дефицита экспортных мощностей. В следующем году руководство "Транснефти" планирует наращивать экспортные мощности и по другим направлениям. Компания намеревается увеличить в следующем году поставки нефти через Польшу на 5 млн. тонн, сославшись на ?соответствующие договоренности с белорусскими и польскими коллегами?.
Международный проект "Дружба - Адрия", по которому российская нефть будет поступать в хорватский порт Омишаль, даст еще 5 млн. т в год. Соглашение по ?Дружбе?Адрия?, как вам известно, подписали шесть государств, что уже говорит о его важности и перспективе. После недавнего визита в Украину руководителя хорватской нефтетранспортной компании ?Янаф? перспективы стали более конкретными и есть основания предполагать, что проект заработает ориентировочно через год.
Если Украина даст добро на реверсивное использование трубопровода Одесса - Броды, то это даст прибавку еще в 9 млн т нефти ежегодно. "При таком росте экспортных возможностей надо очень тщательно просчитать, нужны ли нам новые крупные проекты в этой сфере, - резюмирует Григорьев. - И если нужны, то в каких масштабах".
Представители многих нефтяных компаний не скрывают своего скепсиса по поводу БТС. Приморск, по их мнению, является достаточно проблемным портом: зимой здесь требуются танкеры ледового класса, которых катастрофически не хватает. Под сомнения ставятся и возможности рынка северо-западной Европы. Если на него попадет 62 млн т российской нефти, то это может обрушить цены. К тому же все усилия ?Транснефти? по расширению мощностей могут оказаться тщетными, т.к. не позволят угнаться за ростом нефтедобычи в России. Кроме того, региональные рынки Европы уже достаточно тесны для России. Необходим выход на глобальные рынки, а для этого нужен порт вне внутренних морей - в Мурманске или Находке.













Автор: Татьяна Захарова