Повышение спроса на нефть вызвал не только бурный рост нефтяных котировок на мировых биржах, но и привел к увеличению стоимости транспортировки сырья в несколько раз. А в России помимо этих факторов на удорожание транспортировки нефти влияют свои специфические проблемы, связанные с ограниченными возможностями ее основных нефтяных портов - Новороссийска и Приморска.
,По сообщению агентства Reuters, тарифы на перевозку углеводородного сырья супертанкерами по самым оживленным маршрутам мира за прошлую неделю достигли 30-летнего максимума. В частности, транспортировка нефти супертанкером через Атлантику в настоящее время превышает $140 000 в сутки по сравнению с $20 000 в октябре 2002 г. Самый типичный маршрут - из Западной Африки или Северного моря в США - в 2003 г. подорожал в четыре раза, а по сравнению с трудным для отрасли 2002 г., когда был спад мировой экономики в связи с терактами против США, тарифы выросли в пять раз. Если говорить о восточном направлении, то доставить баррель нефти из Персидского залива в Сингапур стоит сейчас $1,4, что более чем на 300% выше цен прошлого лета.
,К общемировым факторам, способствующим увеличению ставок фрахта, можно отнести тот факт, что бурный рост экономики Китая сегодня наложился на экономический подъем на Западе. Китай остро нуждается в сырой нефти и нефтепродуктах, таким образом, импорт сырой нефти в Китай в прошлом году вырос на 30% , а нефтепродуктов - на 40%. Соответственно американские НПЗ (а США являются самым крупным потребителем нефти и нефтепродуктов) в борьбе с Китаем за танкеры вынуждены мириться с ростом ставок. Увеличению стоимости перевозок в немалой степени способствовало и то, что после ряда катастроф ужесточились требования к безопасности танкеров, в результате чего сократилось число пригодных к эксплуатации судов.
,В России рост транспортных расходов имеет и свою специфику. В ноябре прошлого года Турция ужесточила режим прохода танкеров через Босфор и Дарданеллы, в результате чего у проливов стали образовываться пробки из судов.
Танкерам, заполненным российской нефтью, становится все тесней и тесней в Босфоре и Дарданеллах. По данным Минэнерго, в 2003 г. через проливы прошло 62 млн т российской нефти, а с учетом нефти КТК - почти 77 млн т нефти. Это на 25% больше, чем в 2002 г. По данным FT, за последние восемь лет объемы поставок из России удвоились, а вскоре через проливы должен хлынуть поток каспийской нефти. "Суда в Босфоре простаивают уже не первый год, и российские власти ведут переговоры с турками о том, чтобы упростить прохождение проливов. "Если год назад простои танкеров не превышали недели, то сейчас они достигают 20 дней, - говорит представитель крупной нефтяной компании, - а фрахт одного танкера дедвейтом 60 000 - 80 000 стоит $30 000 - 40 000 в день". По словам нефтяника, дополнительные транспортные расходы при этом могут достигать $1,2 на баррель нефти, в среднем же за первую половину декабря они составили в компании $0,7 на баррель.
Турецкий министр энергетики Хилми Гулер недавно заявил о том, что Анкара не хочет "превращать Босфорский пролив в трубопровод" и собирается искать другие пути решения проблемы.
К простоям в Новороссийске ведут и обычные для зимнего времени штормы. По этой причине порт был закрыт 14 января. 17-го отгрузка возобновилась, но уже 18-го снова заштормило, и по состоянию на вчерашний день порт был закрыт и 10 танкеров ожидали погрузки.
,Большие проблемы зимой и в Приморске. Особенность порта состоит в том, что зимой здесь могут использоваться танкеры только ледового класса. А таких судов немного - всего 12. Это и привело к росту ставок фрахта. Если в начале декабря доставка 1 т нефти из Приморска в Амстердам стоила $7,92 - 7,96, то в середине - $12,32, а в конце месяца - уже $19,8.
Автор: Алла Усолкина