В Приморском крае началось строительство нефтепорта "Козьмино",
который должен стать конечной точкой нефтепровода "Восточная Сибирь
- Тихий Океан". На территории в 144 гектара будут созданы сливная
железнодорожная эстакада, технологический коридор с нефтепроводом
протяженностью 23 километра, нефтебаза с резервуарным парком и
причальные сооружения. Объект должен быть сдан в эксплуатацию в
декабре 2009 года. Иначе "Транснефть", занимающаяся прокладкой
магистрали "ВСТО", может столкнуться с дополнительными финансовыми
трудностями. Перенос сроков строительства первой очереди
нефтепровода уже привел к увеличению сметы проекта почти в два раза
- с 6,6 млрд до 11,2 млрд долл.
Причиной задержки стала некомпетентность компании
"Краснодарстройтрансгаз", которая не справилась с взятыми на себя
обязательствами генподряда и полностью сорвала сетевой график работ
на участке между Тындой и 1570-м км от Сковородино. Сдача первой
очереди ВСТО была запланирована на 2008 год, но в конце 2007 года
выяснилось, что линейная часть трубы готова лишь на 40%, а
нефтеперекачивающие станции - на 23%. В итоге, дату пуска первой
очереди нефтепровода пришлось сдвинуть на год.
По словам президента Ассоциации строительных организаций
нефтегазового комплекса Бориса Толкунова, "Краснодарстройтрансгаз"
оказался "компанией-пустышкой", у которой отсутствовали реальные
технические возможности и ресурсы.
Российские компании с успешным опытом реализации подобных проектов
отказались сотрудничать с "Краснодарстройтрансгазом" из-за
сомнительных финансовых условий. И, в итоге, к реализации проекта
были привлечены неквалифицированные рабочие из Китая. Как отмечает
представитель компании ОАО "Дальэнергострой" Иван Трофимов, это
может в дальнейшем негативно сказаться на функционировании
нефтепровода, так как есть большие сомнения в качестве и надежности
швов, сваренных китайскими непрофессионалами. Не говоря уже о том,
что на участках, где работали китайцы, был зарегистрирован и
документально подтвержден целый ряд серьезных нарушений. В
частности, в непосредственной близости от трубопровода велись
взрывные работы, трубы укладывались прямо на грунт без специальной
"подушки", проводилось латание труб газовой горелкой и т.д.
В результате договор генподряда был разорван представителями
"Транснефти", и от "Краснодарстройтрансгаза" потребовали вернуть
деньги и покинуть объект. На днях "Транснефть" обратилась в суд,
обвинив недобросовестного подрядчика в неисполнении обязательств по
договорам и растрате аванса. Общая сумма исковых претензий
"Транснефти" к "Краснодарстройтрансгазу" уже превысила 30 млрд
рублей.
Как отметил аналитик Rusenergy Михаил Крутихин, из-за задержки в
строительстве и связанного с ней увеличения расходов, трубопровод
может стать в принципе неокупаемым при любой цене на нефть.
"Компании, подобные "Краснодарстройтрансгазу", срывающие реализацию
стратегических проектов, наносят серьезный ущерб энергетической
безопасности страны, - подчеркивает президент "Союзстройнефтегаза"
Борис Толкунов. - Кроме того, такие компании порочат репутацию всей
строительной отрасли".
В этой связи Толкунов призвал Российский союз нефтегазостроителей,
Союз производителей нефтегазового оборудования, Союз
нефтегазопромышленников России, другие отраслевые организации
бойкотировать недобросовестную компанию.
Но главный вопрос, как генподрядчиком стратегического проекта могла
стать компания-"пустышка" с минимальным уставным капиталом, пока
остается без ответа. Дополнительного расследования требует и
деятельность частного института ВНИИСТ, который за деньги выдал
"Краснодарстройтрансгазу" сертификат соответствия требованиям
"Транснефти".
По сообщениям некоторых источников, "Краснодарстройтрансгаз" и
ВНИИСТ принадлежат практически одной и той же группе физических
лиц. Таким образом, срыв строительства ВСТО может быть вызван
сознательным и преднамеренным расхищением бюджетных средств.
Случай слишком серьезный, чтобы оставить его без внимания - тем
более, сегодня, когда Президент Дмитрий Медведев объявил борьбу с
коррупцией. Недавно председатель Комитета Госдумы по безопасности
Владимир Васильев заявил, что ни одно резонансное дело не останется
без ответа - т.к. подобные истории находятся на контроле у спикера
ГД Бориса Грызлова. Ситуация со срывом сроков строительства ВСТО
требует пристального внимания Комитета по безопасности Госдумы,
поэтому в "Союзстройнефтегазе" надеются, что депутаты проведут
детальное и непредвзятое расследование.