Эксклюзивное интервью АМИ «Новости-Азербайджан» с деканом факультета международных отношений Евроуниверситета (Таллин) Тоомасом Алаталу:
- В последнее время одной из наиболее обсуждаемых тем на постсоветском пространстве является предложенный Путиным проект Евразийского союза. Насколько этот проект реален с точки зрения своей реализации в плане объединения в этом союзе бывших советских республик и некоторых других дружественных России стран?
- Проект Евразийского Союза был все же предложен еще в мае 1994 года президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в ходе его лекции для студентов Московского Государственного Университета.
Это можно было считать реакцией на заявление американского президента Билла Клинтона о том, что расширение НАТО и Европейского Союза на Восток предрешено. Весь вопрос в том, когда это будет иметь место. Теперь мы знаем, что это случилось «большим залпом» в 2004 году, и в итоге можно говорить уже о запоздалом ответе Западу и США, хотя на этот раз инициатором Евроазиатского Союза является Владимир Путин.
Если сравнивать два проекта, то Назарбаев в 1994 году говорил о том, что будущий союз будет мостом между Западной Европой и Западным Китаем - этот последний и очень интересный нюанс.
Теперь Путин говорит о том, что на Востоке уже процветает азиатско-тихоокеанское объединение, что есть реальность. Учитывая последнее, трудно представить, что группа из трех государств могла бы эффективно развиваться, имея на Западе и Востоке более мощные и более живущие и привлекательные объединения...
Европейский Союз сегодня действительно переживает тяжелейший кризис, но думается, что он все-таки выкарабкается из той ситуации. В это же время администрация Обамы уже успела предложить новое дыхание этому азиатско-тихоокеанскому объединению, поэтому трудно представить, что может Евразийский союз предлагать Западу и Востоку в 2014 году, когда его формирование должно быть доведено до нужного минимума.
Что касается возможностей присоединения к Евразийскому союзу новых членов, то кроме двух среднеазиатских государств, обычно или по привычке упоминаемых, все же трудно представить кого-нибудь еще, кто заинтересован в этом. Если бы к этому формату присоединился Китай. Но это исключено...
- Каковы, по-вашему, перспективы Транскаспийского газопровода, принимая во внимание нежелание России в его реализации?
- Что касается будущего Транскаспийского газопровода, то оно связано с урегулированием проблем вокруг Ирана и Палестинского государства. Нетрудно заметить, что Европейский Союз и США продолжают активную политику в отношении остальных ключевых стран этого проекта, и здесь я с удовольствием отмечу недавно состоявшийся визит эстонского премьер-министра Ансипа в Туркменистан. Его сопровождала представительная бизнес-делегация. Стоит напомнить и разговор президентов Эстонии и Туркмении в Нью-Йорке в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Что касается взаимоотношений стран Европейского Союза и США с Азербайджаном, то мне, видимо, не надо вам об этом напоминать. Логика проста: чем больше возможности получить сырье, тем выгоднее тому, кто потребляет энергию, и любые трубы всегда производят стабильность и процветание.
- В последнее время резко обострилась ситуация вокруг Ирана. Насколько возможна в ближайшее время военная операция США и Израиля против Ирана?
- Поскольку в следующем году произойдут выборы президента США, и они уже однажды - в 1979 году ошиблись как раз в отношении Ирана - после провала маленькой военной операции президент не был переизбран, то можно с уверенностью сказать, что военных операций США против Ирана предпринимать не будут.
Важно и то, что уже первый этап выборов в Египте показал, кто придет там к власти - не говоря о других событиях арабской весны. Так что вряд ли Израиль теперь заинтересован в предприятии каких-то серьезных шагов, чтобы надолго испортить свои отношения с соседями.
Автор: Роман Темников