Строительство "Южного потока" начинается примерно с двухлетним опозданием - причиной тому долгие согласования и переоценки стоимости проекта. Если изначально он оценивался в 8,6 миллиарда евро, то сегодня официальные источники называют цифру 16 миллиардов.
Мощность газопровода составит 63 миллиарда кубометров газа в год. DW world в связи с этим задается вопросом, будет ли востребована такая пропускная способность. Ведь недавно "Газпром" завершил строительство второй ветки "Северного потока", однако даже первая нитка загружена сегодня не полностью.
"С момента запуска до 1 октября по ней было прокачано всего 8,7 миллиарда кубометров газа, в то время как мощность первой нитки составляет 27,5 миллиарда", - заявила нефтегазовый аналитик независимого аналитического агентства "Инвесткафе" Юлия Войтович.
Эксперт указывает на то, что уровень потребления газа в Европе в последнее время снижается, при этом конкуренция со стороны поставщиков сжиженного природного газа (LNG) из стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона растет.
Согласен с этим и эксперт по России, бывший сотрудник берлинского фонда "Наука и политика" Роланд Гёц. Немаловажно и то, что в Европе происходит ужесточение регулирования газового рынка, кроме того, страны ЕС стремятся все активнее использовать возобновляемые источники энергии, в том числе биогаз.
Однако же "любой трансграничный проект в энергетике всегда включает в себя не только экономические соображения", - возражает эксперт-аналитик российского Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Полыгалов. По его мнению, от реализации "Южного потока" во многом зависит сохранение за Россией монополии на реэкспорт газа из Центральной Азии.
Таким образом, проект нужен России не только ради получения текущей прибыли, но и ради того, чтобы сохранять доминирующее положение "Газпрома" на европейском рынке в перспективе. То есть фактически речь идет о сохранении экспортных доходов, которые могут снизиться в случае конкуренции с центральноазиатскими поставщиками газа.
"Не будет "Южного потока" - будет Nabucco, и каспийский газ попадет в Европу, минуя Россию", - заявил Александр Полыгало.
Вторым мотивом строительства, по общему признанию экспертов, является желание России максимально сократить зависимость от стран-транзитеров, в частности Украины. Как говорит аналитик ИПЕМ, "если у "Газпрома" будут альтернативные маршруты транспортировки газа в Южную Европу, Украина лишится монопольной власти владельца транзитной инфраструктуры, а "Газпром" сохранит доминирующее положение поставщика газа на Украину".
Автор: newsru.com