На розничном рынке
нефтепродуктов Москвы наблюдается высокая конкуренция российских и
зарубежных компаний.
В последнее время российский нефтяной гигант "ЮКОС" продолжает
расширять свою сеть АЗС в Москве. Приобретя две сети заправок, он
стал одним из крупнейших владельцев автозаправочных станций в
столице страны.
Впервые на московский розничный топливный рынок "ЮКОС" вышел летом
2000 г., купив фирму "Юг-ойл", владевшую 10 АЗС. Тогда в компании
говорили, что осторожно присматриваются к этому бизнесу.
Присматривался "ЮКОС" примерно два года, а потом провел
сенсационную сделку по покупке сети "Гермес-Москва", состоящей из
12 современных автозаправочных комплексов.
Вскоре после сделки две сети, приобретенные "ЮКОСом", были
объединены.
В конце апреля нынешнего года "ЮКОС" приобрел крупную сеть из 30
АЗС "Кедр-М", ранее принадлежавшую АФК "Система". Почти
одновременно "ЮКОС" купил небольшую фирму "НБА-сервис", владеющую
одной заправкой в Москве и несколькими в Подмосковье. Представитель
пресс-службы АФК "Система" поясняет, что холдинг не планирует
строить вертикально-интегрированную компанию. Этим и объясняется
решение "Системы" продать свои АЗС. Cейчас "Система"
реструктурирует свой нефтяной бизнес, желая сосредоточиться
исключительно на добыче нефти.
"Кедр-М" - хотя и крупная, но далеко не самая лучшая сеть в Москве.
Лишь малую ее часть АФК "Система" построила самостоятельно,
большинство же станций получила в аренду с последующим выкупом у
Московского производственного комбината автообслуживания (МПКА),
который в советское время управлял всеми московскими АЗС.
Реконструкция на них проводилась весьма поверхностная, с
минимальным вложением средств, и по сравнению с современными
комплексами ВР, "ЛУКОЙЛа" и того же "ЮКОСа" эти АЗС выглядят
непрезентабельно.
Таким образом, теперь "ЮКОСу" принадлежат 53 автозаправки, что
составляет около 8% московского розничного рынка. Больше - 78 АЗС -
только у Московской топливной компании (МТК), входящей в
полугосударственную Московскую нефтяную (МНК). Эти заправки -
остатки МПКА, до сих пор не розданные в аренду.
Между тем скоро к активам "ЮКОСа" можно будет приплюсовать станции
объединяющейся с ним "Сибнефти" (23 АЗС). И тогда "ЮКОС" почти
сравняется с МТК по количеству заправок в московском регионе, имея
при этом неизмеримо большие возможностей для дальнейшей экспансии
на столичном рынке топлива.
,Сейчас англо-голландская Royal
Dutch/Shell активно изучает возможность строительства автозаправок
в Москве. Новые участки для строительства заправок могут появиться
только в новых районах города, поэтому участники рынка ожидают, что
Royal Dutch/Shell придется привлекать в партнеры кого-то из
влиятельных столичных бизнесменов либо приобретать станции на
вторичном рынке.
В среду на годовом собрании Московской топливной ассоциации (МТА),
объединяющей большую часть столичных бензоторговцев, в нее был
принят новый член - Shell East Europe Company Ltd/ЗАО "Шелл Нефть".
Выступая на собрании, менеджер по развитию этой компании Эдгарс
Залитис заявил, что руководство Shell приняло решение об
исследовании розничного топливного рынка Москвы, по результатам
которого будет принято решение об инвестировании в этот сектор.
У Shell уже есть опыт организации автозаправочного бизнеса в
России. В 1997 году она объявила о программе строительства 25 АЗС в
Санкт-Петербурге. Сейчас уже работает шесть заправок, но новые
больше не возводятся. В Shell не объясняют причин недовыполнения
программы, но один из участников петербургского топливного рынка
говорит, что после кризиса 1998 года у компании начались
неприятности с городскими властями и конкурентами.
Shell может стать третьей иностранной нефтекомпанией на московском
розничном рынке. Еще в 80-е гг. свою первую и до сих пор
единственную АЗС построила итальянская Agip, а в 1995 году этим
бизнесом занялась ВР, у которой теперь здесь около 30 заправок.
Скорее всего возглавит московский проект Shell Эдгарс Залитис.
Сейчас он руководит фирмой "Шелл АЗС", которая построила и
эксплуатирует питерские заправки, а ранее создал сеть шелловских
заправок в Латвии. По словам одного из питерских партнеров "Шелл
АЗС", в Москве компания хотела бы получить 12 участков под АЗС.
Бензоторговцы не считают, что вероятный приход Shell приведет к
серьезному переделу московского розничного топливного рынка.
Представитель BP Питер Хеншоу рад возможному приходу Shell. "Это
свидетельствует о том, что Россия становится все более
привлекательным рынком", - считает он. Конкуренции ВР, по его
словам, не боится, поскольку считает ее благом. А российский
бензоторговец говорит, что после того, как свою сеть создала ВР,
Shell вряд ли привнесет в рыночную ситуацию что-либо новое.
По материалам ?Ведомостей?
Автор: Татьяна Захарова