Новый 2008 год заставит как производителей, так и потребителей
топлива привыкать к новым стандартам качества. Так, с 1 января 2008
г. стандарт «Евро-3» станет обязательным для всей автомобильной
техники. С 2010 г. будет введена норма «Евро-4», а на «Евро-5»
Россия должна перейти в 2012-2014 гг. Но смогут ли наши НПЗ
обеспечить внутренний рынок или мощнейшей энергетической державе
придется закупать топливо в других странах?
Галопом за Европой
Напомним, что Евро-3 - экологический стандарт, регулирующий
содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с
дизельными и бензиновыми двигателями, который был введен в
Евросоюзе в 1999 и заменен стандартом Евро-4 в 2005. По словам
экспертов, Евро-3 - это снижение уровня «грязных» выбросов по
сравнению с Евро-2 на 20 процентов. В Евро-3 нормируются такие
показатели, как окись углерода (СО), оксид азота, углеводороды,
которые способствуют канцерогенности. Для дизельных двигателей -
это твердые частицы, которые образуются в топливе и вызывают
раковые заболевания. Кстати, именно поэтому в наших крупных городах
несравнимо большее количество раковых больных, чем в Европе.
Сегодня почти все европейские страны собираются переходить с Евро-4
на Евро-5. Россия только собирается переходить на Евро-3. Причем,
по словам экспертов, переход этот происходит в спешке и без
доскональной проработки технических и экономических вопросов.
Механизм перехода на Евро-3 в нашей стране обсуждался аж с 2000
года. Администрации Москвы и Питера, даже пытались ввести эти
нормы, но несовершенство законодательной базы, а также отсутствие
отлаженной системы контроля и большое количество контрафактного
топлива помешали это сделать в полной мере. Есть предположение, что
с этими же проблемами придется столкнуться в 2008 году всей
России.
Есть и еще одна проблема, с которой, по мнению экспертов, стоит
считаться. Согласно намеченной программе, все НПЗ максимум за 3
года должны перейти на выпуск Евро-3, то есть к 2011 году. А ведь
уже в 2010 - страна должна перейти на Евро-4! Отметим, что для
перехода придется модернизировать почти 60% всех НПЗ России, причем
уже под выпуск топлива 4 европейского стандарта. На модернизацию
одного отдельно взятого завода надо потратить десятки миллиардов
рублей. К примеру, общая стоимость Нижнекамского химического
комплекса (Татарстан) оценивается в 130 млрд. рублей. А это,
заметим, далеко не самый большой завод в стране. Те, кто не успеют
в намеченный срок перейти на выпуск такого топлива, будут
облагаться огромным налогом и рано или поздно покинут рынок.
Выходит, что через 3 года в России останутся в основном НПЗ только
крупных компаний - Роснефть, Лукойл, Сургутнефтегаз и другие их
уровня. И конкуренция, причем предельно жесткая, развернется между
ними. Но и на этом проблемы не заканчиваются. Дело в том, что даже
сегодня автопарк в стране растёт быстрее, нежели наши
нефтеперерабатывающие заводы увеличивают выпуск топлива. Чтобы
обеспечить страну третьим Евро, НПЗ, по мнению аналитиков, должны
будут увеличить объем выпускаемой продукции соответствующего
стандарта на 50-57%.
Евро-3 может принести социальную нестабильность?
По оценкам аналитиков и участников рынка, потребление качественного
бензина в России ежегодно растет всего на 3 - 5%. Если, несмотря на
пессимистические прогнозы экспертов, российским компаниям все же
удастся довести выпуск топлива до названных объемов, то при
отсутствии государственного регулирования ценовой политики топлива
сразу встанет вопрос о повышении стоимости. Ведь надо будет
покрывать расходы, связанные с модернизацией НПЗ. Стремительный
рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке отмечался еще с
апреля 2007 года. Если рост цен на российских АЗС будет
продолжаться столь же стремительно, то года через два¬ литр
качественного бензина может достигнуть отметки в 40 - 50 рублей.
Соответственно упадет и спрос на дорогое горючее. То есть
количество выпускаемой НПЗ продукции превысит спрос на внутреннем
рынке. С одной стороны, нефтяным корпорациям это даже на руку:
излишки можно будет продать за рубежом за более высокую цену. С
другой стороны, подобная политика таит в себе социальную
опасность.
Однако выход из этой ситуации есть. По мнению отраслевых экспертов,
нефтяные компании, которые успели переоборудовать заводы или
планируют в ближайшее время это сделать, наращивают свое
присутствие на рынке АЗС, то есть развивают и увеличивают
собственные розничные сети заправок внутри страны и за ее пределами
для продаж высокооктанового бензина. Это позволит компаниям быстрее
возместить расходы, связанные с модернизацией и соответственно
напрямую скажется на стабилизации цен.
Долго запрягаем, зато едем быстро
- Само собой в России ничего не делается, - рассказали нашим
корреспондентам инициаторы законопроекта по переходу на Евро-3, -
этот законопроект просто необходим, иначе в России еще лет сто
будут ездить и производить устаревшее топливо. В нашей стране
всегда много тех, кто вечно против или недоволен чем-то. Принимать
их мнение в серьез не стоит. Помните, когда президент поставил
задачу перестать сжигать попутный газ, сколько сразу было жалоб,
заявлений о невозможности сделать это в короткие сроки? Однако ж
справились. То же будет и с топливом. Нужно лишь волевое решение и
жесткий контроль…
По мнению аналитиков, Россия и так слишком долго готовилась к этому
шагу, и увеличивать время перехода для НПЗ на новые стандарты -
значит тормозить развитие химпрома России. Мы долго запрягали и
теперь просто обязаны быстро поехать.
Успех же такой «поездки» будет зависеть от стратегии, которую
выберет наша нефтяная промышленность. Если все будет развиваться по
плану законодателей, то уже к 2009 году более 80% НПЗ перейдут на
новый вид стандартов топлива. Будут увеличены к этому сроку и
объемы выпуска качественного топлива. Если это в действительности
произойдет, то в России не будет дефицита Евро-3, и нашей стране не
придется пополнять запасы бензина за счет экспорта. Цены же должны
стабилизироваться уже к середине 2008 года. Но пока это все на
бумаге. Как все пройдет на самом деле, мы узнаем уже в Новом
году.