Еще в конце марта был пущен в эксплуатацию новый нефтепровод Тенгиз ? Новороссийск. Эта транспортная магистраль имеет большое значение для гигантского казахского месторождения Тенгиз, запасы нефти которого оцениваются в 9 млрд. баррелей. По нефтепроводу протяженностью 1580 км. сырье из Казахстана будет поступать к черноморскому порту, откуда на танкерах будет экспортироваться на западные рынки.
Однако, как отмечают специалисты, данное событие имеет больше политическое, нежели экономическое значение. Построив трубопровод, проходящий по своей территории, государство не только увеличивает денежные поступления за счет транспортировки по нему сырья, но и получает возможность влияния как на страны, чья нефть транспортируется, так и на страны, потребляющие данный энергоресурс.
Суть вопроса заключается в следующем. С одной стороны, страны Каспийского региона, обладающие на своей территории значительными месторождениями углеводородного сырья, стремятся, как можно больше диверсифицировать пути и способы транспортировки своих ресурсов на мировые рынки. Наиболее же эффективным и безопасным способом транспортировки нефти считается трубопроводный, поэтому основное внимание производителей нефти сосредоточено на крупных магистралях. С другой стороны, государства ? соседи стран ? производителей нефти стараются максимально использовать свое положение и предлагают свои услуги по транспортировке сырья.
Поэтому строительство нефтепровода Тенгиз ? Новороссийск имеет большое значение для России в Каспийском регионе.
Турция и США стремятся реализовать другой проект по транспортировке каспийской нефти: Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), который должен стать альтернативой магистрали Тенгиз-Новороссийск. США при этом, как отмечают специалисты, преследуют в основном политические цели. Турцию же, кроме того, что она со строительством нового нефтепровода теряет влияние в этом регионе, беспокоит экологическая ситуация вокруг Босфора, через который проходит ежегодно порядка 50 000 торговых судов.
1 марта США удалось убедить Казахстан подписать меморандум, согласно которому нефть может транспортироваться через Каспийское море в Баку и поступать в трубопровод БТД. Однако этот проект пока остается на стадии разработки. Причем потребуются значительные инвестиции, в то время как крупные американские нефтяные компании сомневаются в том, окупиться ли этот проект. Строительство БДТ общей протяженностью 1700 км. планируется начать в 2005 году, а уже сегодня, по мнению экономистов, Тенгиз ? Новороссийск составляет ему сильную конкуренцию.
К тому же следует учитывать двойственность положения США в регионе. С одной стороны США хотели бы создать альтернативу Тенгиз ? Новороссийску и ослабить влияние России, в с другой ? американские компании (Шеврон и Эксон) принимали участие в строительстве российского трубопровода.
Дальнейшими же действиями в целях укрепления своего влияния в регионе должно стать заключение соглашения между прикаспийскими государствами о разделе Каспия.
Neftegaz.ru