С бензином на российском рынке в этом году творится что-то непонятное. Его цена долго держалась на одной отметке, а теперь и вовсе начала снижаться. Он оказался, чуть ли не единственным дешевеющим товаром на внутреннем рынке. Даже летом, в традиционный сезон роста спроса на топливо под предлогом посевной, уборочной и прочего, цены не росли, а снижались. Вот объективные данные, сообщенные Госкомстатом:
Цены на бензин в России за январь-ноябрь этого года снизились на 7,6%, в то время как за соответствующий период 2000 года цены выросли на 26,6%. После роста цен на бензин на 0,4% в октябре 2001 г. в ноябре цены в среднем снизились на 0,3%. При этом, в ноябре бензин А-76 (АИ-80 и т. п.) подешевел на 0,7%, бензин АИ-92 (АИ-93 и т. п.) - на 0,2%. В то же время бензин АИ-95 и выше в ноябре подорожал на 0,2%.
В октябре 2001 г. индекс потребительских цен на автомобильный бензин по России составил 100,4% (с начала года - 92,7%), индекс цен производителей - 98,7% (85%). Снижение цен было отмечено в 25 регионах, при этом наибольшее - в Свердловской области (на 3,6%). В Москве потребительские цены на бензин за месяц снизились на 0,1%, а в Санкт-Петербурге остались без изменения. Отпускные цены заводов на автомобильное горючее, в среднем, снизились на 1,3%. Снижение ?горючих? цен, зафиксированное в пяти регионах, составило от 17,9% в Тюменской области, до 1,1% в Пермской области. В 13 регионах цены на бензин остались без изменения. Удорожание бензина, отмеченное в четырех регионах, колебалось от 1% в Республике Башкирия и Ярославской области до 2% в Рязанской области.
При этом по России за октябрь 2001 г. добыто 30,4 млн т нефти, что на 3,7% больше по сравнению с предыдущим месяцем, сообщает Госкомстат. Первичная переработка нефти за октябрь составила 14,9 млн т, что на 0,2% меньше, чем в сентябре 2001 г. Выпуск бензина составил 2,2 млн т, превысив уровень предыдущего месяца на 1,1%. В январе-октябре 2001 г. производство автомобильного горючего составило 22,8 млн т.
Недавно в федеральном пресс-центре компании ?ИнтернетМедиаКом?, входящей в "ИнтернетМедиа Холдинг", состоялась пресс-конференция президента Российского топливного союза (РТС) Сергея Борисова на тему: "Возможны ли изменения внутренних цен на бензин в связи с падением мировых цен на нефть".
Сергей Борисов полагает, например, что если цена на нефть опустится ниже нынешней отметки, которая на сегодняшний день составляет около 17 долларов за баррель, то в этом случае она рискует приблизиться к себестоимости и, как результат, теряется логика бизнеса. Это, разумеется, можно компенсировать увеличением объема экспорта нефти на мировой рынок, что в свою очередь, может привести к обескровливанию нашего рынка, тем самым, вызвав дефицит нефти. Мы быстро проедим ее запасы. Одним словом, мы столкнемся с "гонкой на выживание".
Президент РТС отметил, что в том случае, если Россия не сократит экспорт, федеральный бюджет потеряет до 40% денежных средств, так как нефтепродукты являются основным ценообразующим продуктом. И уже шестого декабря правительство и руководители нефтяных компаний договорились снизить с 1 января будущего года экспорт нефти на 150 тысяч баррелей в сутки. Реакция рынка оказалась неожиданной: после некоторого всплеска цена нефти на основных биржах снова пошла вниз. Объяснение этому простое ? секретариат Организации стран-производителей нефти (ОПЕК) не подтвердил намерений снизить собственный экспорт на 1,5 млн баррелей. Ранее сообщалось, картель, дескать, был готов с 1 января будущего года сократить поставки нефти на 1,5 млн баррелей в день, если и другие экспортеры нефти, в первую очередь Россия, Норвегия и Мексика, поддержат его усилия и предпримут сокращение добычи на 500 тыс. баррелей в день. В секретариате говорят, мол, мы намерены убедиться в серьезности намерений России. Помалкивает пока и Норвегия, а её место в мировой добыче ? третье, вслед за странами Ближнего Востока и Россией.
В этой ситуации, по оценкам специалистов, данные доклада Американского института нефти (API) о росте запасов бензина и дистиллятов в США, практически не оказывают давления на рынок. Интересно, что и доклад Министерства энергетики США рынок также воспринял нейтрально. Сейчас мировые цены на нефть колеблются в пределах 17-20 долларов за баррель. То есть, ни заявления российской стороны, ни прочие факторы на рынок пока не влияют.
Сергей Борисов подчеркнул тот факт, что РТС не влияет напрямую на состояние цен на нефть в России. "Мы можем лишь прогнозировать ситуацию на мировом и внутреннем рынке, можем давать советы, но не решать", - добавил он. Однако, полагаю, господин Борисов несколько лукавит. Если РТС и не влияет на цену нефти, то на стоимость бензина в определенных пределах ? вполне.
Губительное для России падение мировых котировок нефти оказалось выгодным российским автомобилистам. Сергей Борисов утверждает, что снижение цен на бензин может составить 30%. Интересно, что несколько недель назад все было ровно наоборот. Эксперты в один голос обещали, что цены на бензоколонках московского региона могут довольно существенно подняться. Подтолкнуть их вверх должно было рассмотрение в Мосгордуме законопроекта о налоге на АЗС в столице. В соответствии с этим законопроектом ?королей бензоколонок? должны были освободить от НДС, налогов на прибыль, с продаж, на пользователей автодорог, на имущество, рекламу, единого социального и т. д.
Вместо всего этого они должны были бы платить единый налог в размере 20% от вмененного дохода на каждую топливораздаточную колонку. То есть власти заранее определяют, сколько денег должна принести владельцу АЗС каждая колонка, и сразу берут налог с будущего заработка ? 35 тыс. рублей с ?пистолета?. Продавцы поспешили заявить, что это больше, чем все остальные налоги вместе взятые, и, чтоб не торговать себе в убыток, им придется цены несколько повысить.
Вот и появилось утверждение, что цена бензина в стране может упасть на треть. Такое снижение цен объясняется реакцией российского рынка на общемировое падение цен на нефть с 29 до 17-18 долларов за баррель. По словам Борисова, нефть на внутреннем рынке уже подешевела на 25% и стоит в среднем 1,2 тыс. рублей за тонну. Нефтяникам пока что удается какими-то только им известными способами удерживать оптовые цены бензина на прежнем уровне, но долго сопротивляться общей тенденции они не смогут. В Московской топливной ассоциации (МТА) подтвердили этот прогноз: если Россия не снизит добычу нефти по требованию ОПЕК, наступит перенасыщение внутреннего рынка и цены на бензин сильно снизятся.
Таким образом, мировое падение перевесило все прочие факторы. К тому же и так всех напугавший новый налог на вмененный доход в ближайшее время, по мнению Сергея Борисова, может уменьшиться. РТС внес собственное предложение о снижении размера ежемесячного налога с АЗС до 25 тыс. рублей, учитывая при этом плотность транспортного потока отдельных районов Москвы. Компромисс будет найден, если размер налога составит 30 тыс. рублей с ?пистолета?, полагает С. Борисов. По его данным, ежегодно городской бюджет Москвы со всех АЗС недополучает 300 млн рублей. Предложения РТС, якобы, могут эту ситуацию несколько поправить.
То есть, теперь предстоит торг ?бензиновых королей? со столичным правительством. В любом случае все это временные пустяки, а цены на нефть, по мнению экспертов, упали всерьез и надолго. Некоторые специалисты предполагают, что они могут остаться на нынешнем уровне до лета следующего года. Сергей Борисов полагает, что для улучшения сложившейся ситуации на мировом рынке нефтепродуктов необходима "серьезная дипломатия энергетиков, которые должны выработать алгоритмы, определить долю нефтедобычи каждого государства".
- Всегда найдется игрок, который попытается быстрее и дешевле продать нефть, это приведет к общему обвалу цен. Но не нужно доходить до абсурда, и продавать нефть ниже себестоимости, или это приведет к масштабному кризису экономики, - полагает Сергей Борисов.
Кабинет министров не только договорился с руководителями нефтяных компаний о снижении экспорта, но предпринял и иные меры. Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле приняла решение снизить вывозные таможенные пошлины на сырую нефть с 23,4 до 19,2 евро за тонну, сообщил журналистам глава Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Герман Греф. Контроль соблюдением экспортных ?сокращений? нефти возложен на ?Транснефть?.
При этом МЭРТ не намерено пересматривать свой прогноз по цене на нефть на 2002 года. Напомню, что составители бюджета-2002 вывели два сценария будущего года. В соответствии с ?плохим? сценарием прогноз цены на нефть в будущем году составляет 18,5 доллара, по оптимистическому - 23,5 за баррель. По мнению зам главы МЭРТ Александра Дворковича, средняя цена на российскую нефть в 2002 г. так и не опустится ниже 18,5 долларов за баррель. Вместе с тем, МЭРТ разрабатывает сценарные анализы, предусматривающие различные уровни цен на черное золото.
Автор: Константин Баскаев