USD 97.5499

0

EUR 106.1426

0

Brent 75.24

+0.02

Природный газ 2.792

+0.01

...

?Дно делим, вода общая?

Апрельский саммит стран каспийской ?пятёрки? изначально мог бы стать историческим, но этому факту не суждено было осуществиться. На начальном этапе планировалось сформировать с помощью квалифицированных экспертов ряд межправительственных соглашений, которые после будут удачно подписаны главами государств.

?Дно делим, вода общая?

Апрельский саммит стран каспийской ?пятёрки? изначально мог бы стать историческим, но этому факту не суждено было осуществиться. На начальном этапе планировалось сформировать с помощью квалифицированных экспертов ряд межправительственных соглашений, которые после будут удачно подписаны главами государств. Но на практике ситуация осложнилась большим количеством неурегулированных вопросов, ответы на которые никто не хотел давать.
Единственное, чего добились переговорщики это проведение следующего саммита в Тегеране.
Суть вопроса проста. Тегеран, основываясь на двусторонней договорённости, придерживается мнения, что и дно и воды Каспия должны быть поделены поровну между всеми странами региона ? по 20% каждой. Россия, Казахстан и Азербайджан, взяв за основу советско-иранские договоренности, предлагают делить Каспий по серединной модифицированной линии. Туркмения, в свою очередь, разделяет принцип северо-каспийской тройки, предлагая при этом свою систему координат для отсчета срединной линии, однако проблема статуса оказывается для нее на первом месте. Все эти противоположные позиции сторон не смогут найти компромисс в данной ситуации. Надежды на какое-то сотрудничество сторон и выработку альтернативного варианта тоже нет.
Неудавшийся раунд переговоров только натолкнул стран участниц к пересмотру своих позиций в регионе.
Для Москвы предполагаемые изменения связывались в первую очередь с военно-политическим фактором. Но именно на военную политику России на Каспии результаты саммита принципиально никак не повлияли. Речь может идти разве что о закреплении тенденций, оформившихся еще при Борисе Ельцине. За последние пять лет Россия фактически удвоила свое военное присутствие в регионе, передислоцировав на Каспий боевые суда из западных портов. Можно пронаблюдать появление новых кораблей, самолетов-амфибий, патрульных корабельных вертолетов, также доукомплектована бригада морских катеров. Не так давно в Каспийске был достроен военный аэродром, где разместилась бригада морской пехоты. В августе этого года на вооружение Каспийской флотилии поступит новый крейсер. И проведение полномасштабных маневров в северной части региона вполне вписывается в эту логику.
Нейтральная Туркмения так же не отказывается от ревизии своей боевой мощи в этом регионе.
Президент Сапармурат Ниязов проводит смотр в военно-морских частях, хотя Ашхабад официально и отказался иметь свои военно-морские силы. Появилось и на что посмотреть. Закуплены у Украины 20 военных катеров типа ?Гриф? и ?Калкан? (половина которых снаряжена крупнокалиберными пулеметами) и американский патрульный катер марки ?Пойнт Джексон?. По сообщениям государственной службы новостей Туркмении, экипаж катера прошел специальную подготовку во Флориде, а затем привел его из турецкого порта Измир на Каспий. После распада Советского Союза республика получила самую крупную в Центральной Азии авиационную группировку.
Военно-морские силы Ирана на Каспии ? вторые по мощи после российских. Тегеран планирует создать на Каспии оперативно-тактическое объединение (эскадры), которые смогут в случае необходимости вести военные действия в определенных районах моря.
Азербайджан, которому после распада СССР досталось 25% надводных кораблей Каспийской флотилии, сейчас намерен осуществлять свое военное строительство при помощи США и Великобритании, о чем свидетельствуют недавние переговоры.
Открытие Высшего военно-морского училища Минобороны РК в Актау подтвердило прогнозы экспертов о том, что в ближайшие годы у Казахстана появятся военно-морские силы. Сейчас их официально не существует, а формирования, охраняющие казахскую часть Каспия, еще недавно включали 3 тыс. военнослужащих, 10 катеров береговой охраны и 3 вертолета.
Усиление военного присутствия на Каспии следствие неурегулированности проблем на законодательном уровне. Подтреждением этому является прошлогодний инцидент с показательным полётом иранского военного самолёта над азербайджанскими исследовательскими судами, зафрахтованными British Petroleum и работавшими на спорной морской структуре Араз-Алов-Шарг. Эти месторождения оспариваются сегодня Тегераном и Баку, расположенные в 50?80 км к северу от линии Астара ? Гасанкули (бывшая морская граница между СССР и Ираном).
Другая спорная точка на Каспии ? месторождения Азери и Чираг ? оказалась в центре противоречий Ашхабада и опять же Баку. В трактовке Туркменбаши, эти месторождения находятся в 84 километрах от Туркмении и в 184 ? от Азербайджана.
Именно Азербайджан открыл эти месторождения и привлекает к их разработке иностранные инвестиции. Месторождения северной части Каспия находятся под контролем сил Каспийской флотилии и береговой погранслужбы России, что, хотя и вызывало определенное недовольство Астаны, сейчас является скорее стабилизирующим фактором, нежели раздражителем российско-казахских отношений.
Москва придерживается мнения, что все спорные вопросы по Каспию должны быть решаться путем включения двухсторонних договорённостей стран региона и после чего должны быть сформированы в консенснусное решение. Первый раунд переговоров зашел в тупик, но это не должно означать ни завершения политического диалога, ни замораживания тех коммерческих проектов, в которые уже вложены десятки миллионов долларов. Результаты первого саммита ?каспийской пятерки?, напротив, лишь подтверждают правоту Москвы, в первую очередь в глазах международного сообщества, в том, что достижение консенсуса необходимо хорошо подготовить.
В северной части Каспия такая подготовка проводится довольно успешно. Так, в ходе майского рабочего визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Москву сторонам удалось определить статус спорных месторождений северной части Каспия ? на основе соглашения 1998 г. наконец был подписан итоговый протокол о модифицированной срединной линии. Ее координаты расположены таким образом, что месторождение Курмангазы оказывается под казахстанской юрисдикцией, а структуры Хвалынское и Центральное ? под российской. В то же время разработка недр будет осуществляться на равных: на Курмангазы 50% добычи придется на Казахстан, 25% ? на Россию, а еще 25% ? на одну из российских компаний после коммерческого обнаружения запасов нефти; на Хвалынском и Центральном будет действовать зеркальный принцип. По оценкам Астаны, запасы Курмангазы составляют примерно 10% всех запасов нефти, расположенных в казахстанской части Каспия. По предварительным данным, потенциал Хвалынского месторождения оценивается примерно в 1 млрд т извлекаемых запасов условных углеводородов.
Напряженность в каспийском регионе усиливается нарастающими темпами. России со своей стороны придётся урегулировать переговорные процессы. Ясно, что РФ является лидирующей стороной в процессе разделения каспийских залежей, и этим следует воспользоваться. Достигнутые договорённости с Казахстаном необходимо спроецировать и на остальных участников. Следующим может стать Азербайджан.
Будет достаточно глупо решать экономические вопросы путём накачивания военной мускулатуры стран прикаспийского региона. Решение проблемы путём компромисса даст только временный эффект. Необходима детальная проработка задачи и поиск альтернативного варианта, который бы устроил всех. Неплохо было бы устроить следующий раунд переговоров на российской территории. Этот шаг возможно позволит повлиять на несговорчивых переговорщиков.

Автор: Константин Александров