USD 96.7402

+0.1

EUR 104.5139

+0.13

Brent 74.78

+0.17

Природный газ 2.509

-0.03

...

Куда деньги девать?

В прошлом году Дума внесла поправки в закон "О таможенном тарифе", которые привязывают ставки экспортных пошлин на нефть к цене сырья на мировом рынке. Нефтяные компании получили предсказуемость таможенного режима.

Куда деньги девать?

В прошлом году Дума внесла поправки в закон "О таможенном тарифе", которые привязывают ставки экспортных пошлин на нефть к цене сырья на мировом рынке. Нефтяные компании получили предсказуемость таможенного режима. Правительство утратило возможность регулирования внутреннего рынка нефти тарифными методами. На удачу, добыча нефти в последние 2 года росла опережающими темпами по сравнению с возможностями экспорта, в противном случае цены на нефть на внутреннем рынке наверняка пошли бы на сближение с мировыми.
Экспортные пошлины на нефтепродукты ? это ещё один инструмент регулирования внутреннего топливного рынка для правительства. Нефтяники решили, что с этим фактором непредсказуемости пора кончать, и инициировали проведение через Думу поправки к Налоговому кодексу, в соответствии с которой ставки экспортных пошлин на нефтепродукты не должны превышать 90% от ставки экспортной пошлины на нефть.
Но нефтяные компании упустили один нюанс. Последние несколько лет дополнительные доходы инвестировались в отрасли не связанные с основным нефтяным бизнесом. Это: металлургия, автомобилестроение, пищевая промышленность, торговля и т.д. Снижение таможенных барьеров приведёт к тому, что эти вложения окажутся в значительной степени обесцененными, так как неизбежное повышение внутренних цен на нефть и нефтепродукты приведет к снижению рентабельности отраслей, ставших объектами экспансии нефтяников.
Благоприятная конъюнктура рынка позволила нефтяникам аккумулировать дополнительные средства. Увеличение фактических инвестиций не способствовало уменьшению дополнительных прибывающих средств на счетах компаний экспортёров нефти. Например, резерв свободных средств на счетах ЮКОСа и "Сургутнефтегаза" составляет сейчас по $3,5-4 млрд. у каждой компании. В "Сибнефти" не инвестированный избыток прибыли в 2001 году составил около $1 млрд. вся сумма была распределена среди акционеров.
Не удивительно, что НК (нефтяные компании) активно инвестируют и тем самым диверсифицируют свой бизнес. Этот шаг является перестраховочным на случай снижения мировых цен на нефть. Не последнюю роль играет и желание использовать опыт, накопленный в нефтяной промышленности, для того чтобы резко повысить эффективность предприятия, а затем выгодно продать его новым собственникам.
За последние 2 года акционеры "Сибнефти" в кооперации с группой "Сибала" приобрели около 70% российской алюминиевой отрасли, скупили автомобильные предприятия ГАЗ и ПАЗ, внедрились в авиастроение и целлюлозно-бумажную промышленность, стали совладельцами крупнейших предприятий энергетики. Есть намерения развивать общероссийскую сеть розничных магазинов "Эконом". Тем более, что активы НК включают крупнейшую компанию "Омский бекон" и молочный комбинат в Саранске.
Акционеры Тюменской нефтяной компании (ТНК) также приобрели весьма значительные активы в алюминиевой отрасли, энергетике и машиностроении. Деньги, вырученные "Интерросом" от продажи СИДАНКО, работают в цветной металлургии.
В начале нынешнего года ЮКОС объявил о внедрении в розничную торговлю, купив контрольный пакет акций розничной сети "Копейка". Аффилированные с ЮКОСом компании владеют предприятиями пищевой промышленности. Поступали сообщения и о том, что интерес к розничной торговле проявляют акционеры "Татнефти".
"ЛУКОЙЛ? и "Сургутнефтегаз" предпочитают инвестировать в смежные отрасли: нефтепереработка и нефтехимия.
В России нет отраслей, сравнимых по уровню рентабельности с нефтяной. Рентабельность такой компании, как ЮКОС, по международным стандартам отчетности составляет около 40%. В периоды благоприятной конъюнктуры рентабельность предприятий цветной металлургии может доходить до 35-40%, хотя рынок металлов переживает сейчас не лучшие времена. С другой стороны, рентабельность пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки в основном не больше 10-12%, в легкой промышленности ? 7-8%.
Автомобильная промышленность ? это в принципе низкорентабельный бизнес. Среднемировая норма чистой рентабельности составляет 2-3%, а операционной рентабельности ? 5-7%. На динамично развивающихся рынках она немного выше и составляет 3-5% и 8-11% соответственно. Поэтому основным мотивом инвестиций акционеров нефтяных и металлургических компаний в автомобильную отрасль является диверсификация бизнеса. В отличие от экспортоориентированных сырьевых отраслей, автомобильная промышленность основана прежде всего на растущем внутреннем спросе.
Примечательно, что уровни рентабельности сырьевых и несырьевых отраслей, как правило, имеют противоположную динамику. Если цены на энергоносители находятся на низком уровне, то рентабельность обрабатывающей промышленности повышается. И наоборот, рост цен на топливо приводит к увеличению издержек в обрабатывающей промышленности, ее рентабельность снижается. Существуют экономические теории, в соответствии с которыми повышение цен на энергоносители на 1% приводит к снижению рентабельности производства на 2-3%.
Фактическое снижение ставок экспортных пошлин на нефтепродукты, которое предусматривается принятыми Думой поправками к НК, означает, что по мере развития экспортных мощностей внутренние цены на энергоносители будут неизбежно приближаться к мировым. Нечто подобное уже случилось в химической промышленности и металлургии, где внутренние цены не ограничиваются экспортными пошлинами и потому по многим позициям приближаются к мировым. Поэтому можно смело предсказать, что ограничение экспортных пошлин на нефтепродукты приведет к росту доходов НК, но одновременно поставит под удар их инвестиции в другие отрасли экономики.

Автор: Дмитрий Леонов