USD 97.2394

+0.29

EUR 106.5074

+0.09

Brent 79.12

+0.04

Природный газ 2.693

+0.01

...

Минприроды разошлось с Козаком

Вопрос о недропользовании стал основным на вчерашнем заседании правительства. По сути, столкнулись два подхода. Один из них разработан в администрации президента специальной комиссией под руководством Дмитрия Козака, другой представлен Министерством природных ресурсов.

Минприроды разошлось с Козаком

Вопрос о недропользовании стал основным на вчерашнем заседании правительства. По сути, столкнулись два подхода. Один из них разработан в администрации президента специальной комиссией под руководством Дмитрия Козака, другой представлен Министерством природных ресурсов.

Идеология кремлевской концепции направлена на фактическое отстранение губернаторов от решения вопросов, связанных с недропользованием, централизацию поступающих средства, а также на то, чтобы поприжать нефтегазовых магнатов. Подход Минприроды по сути, заключается в упорядочивании существующего режима недропользования.

Предложения комиссии Козака по изменению действующего Закона "О недрах" впервые были опубликованы в начале июня. Они сразу же вызывали мощное противодействие губернаторов и олигархов. На язык массового сознания концепция Козака была переведена как попытка национализации добывающих отраслей. Потом страсти поулеглись, появились сообщения, что недропользователей на договор концессии переводить пока не будут, действующие лицензионные соглашения останутся в силе. Эта информация успокоила олигархов. А губернаторы в последнее время громко вообще не выступают. Комиссия продолжала свою работу, и ведомства должны были представить в правительство отзывы на ее работу к 1 октября.

Однако к этому сроку главным закоперщиком оказалось Министерство природных ресурсов, которое подготовило Кодекс о недрах. Очевидно, что таким способом Минприроды и стоящие за ним силы перехватили инициативу у Кремля, предложившего слишком радикальные перемены. Теперь правительство будет выбирать не из одной концепции, а из нескольких. Минприроды обеспечило себе и участникам рынка как минимум поле для маневра.

Состояние дел в сфере недропользования вызывает жесткую критику как президента, так и премьер-министра. Одна из основных проблем - добывающие компании застолбили за собой большие запасы полезных ископаемых, но реально не разрабатывают их, а сохраняют задел на будущее. Таким образом, уже "расписано" около 80% разведанных российских запасов нефти и газа. К примеру, "ЛУКОЙЛ" обеспечил себя запасами на 33 года, ЮКОС - на 47 лет, ТНК - на все 80.

До 1996 года запасы нефти и газа предоставлялись недропользователям на бесплатной и бесконкурсной основе, вот и набрали. С 1996 года месторождения предоставляются на конкурсной основе. Но, как подчеркнул Михаил Касьянов на заседании правительства, действующая система лицензирования не содержит требований по обязательной разработке, не предусматривает контрольных и стимулирующих мер. Поэтому, как заявил премьер-министр, "потребуется изменение в действующее законодательство, которое необходимо обеспечить в кратчайшие сроки".

С докладом о мерах по совершенствованию лицензирования и контроля в сфере недропользования при добыче углеводородного сырья на заседании правительства выступил глава МПР Виталий Артюхов. (Основные положения его концепции, а также различия между его предложениями, предложениями Козака и ныне действующим порядком "НГ" представляет в специальной таблице.)

Как показало трехмесячное обсуждение концепции комиссии Козака, самое большое сопротивление вызвал вопрос о сохранении действующих лицензионных соглашений. Как сообщил "НГ" эксперт комиссии президентской администрации Семен Кимельман, комиссия предлагает перевести все недропользование на договора подряда и концессии в течение года (в Китае такой переход был осуществлен за один месяц, в Норвегии - за полгода). Это предложение не нашло поддержки в МПР. Ведомство однозначно выступает против замены действующих лицензионных соглашений.

На вчерашнем заседании, как и следовало ожидать, все проекты направлены на доработку. Минприроды и Минэкономразвития должны подготовить к 1 ноября 2002 года концепцию законопроекта о недрах и внести ее в правительство. Пока не принято решение о том, будет ли правительственный документ подготовлен в виде закона или в виде кодекса.

В новом документе должны найти отражение следующие принципы: включение норм прямого действия о порядке предоставления в пользование недр, в том числе и о порядке условий проведения аукционов и конкурсов. Второй принцип - многообразие форм недропользования как на административно-правовой (то есть лицензии), так и на гражданско-правовой основе (СРП, концессионный договор, договор аренды или подряда).

Таким образом, многие предложения Минприроды были поддержаны правительством. Но в Думе законопроект окажется не раньше 2003 года. Очевидно, тогда и продолжатся баталии по ключевым вопросам.



Автор: Андрей Мирошниченко, Владимир Санько