Самой высшей отметки в $28,51 за баррель цена на нефть марки Brent на IPE достигла в начале октября. Далее, в течение всего месяца наметилась тенденция к снижению цены. Понижательный тренд был, в первую очередь, связан с неопределенностью ситуации вокруг Ирака. Все предыдущие месяцы рынок был перегрет, и трейдеры, делавшие ставку на войну, просто устали ждать. Причиной этому стало заявление США о возможности мирного разоружения иракского режима, ими был предложен "компромиссный" вариант резолюции, который не вызвал одобрения Франции и России, входящих в пятерку постоянных членов Совета безопасности и имеющих право наложить вето. Заявление же госсекретаря США Колина Пауэлла о том, что приоритетным является разоружение Ирака, а не устранение Саддама Хусейна, было воспринято рынком как признак того, что военная операция против Багдада откладывается.
Во многом на конъюктуру рынка оказало влияние сокращение товарных запасов нефти в США и крупных индустриальных странах. Запасы постепенно уменьшались уже в течение нескольких недель. Перед началом зимнего отопительного сезона, когда спрос на топливо увеличивается, низкий объем товарных запасов нефти является очень "бычьим" фактором для нефтяного рынка. В США на середину месяца запасы мазута и дизельного топлива составили 125,6 млн. баррелей, что на 2,4 млн. баррелей или на 1,9% меньше прошлогодних показателей.
В конце месяца нефтяной рынок встревожили данные о том, что 10 стран-членов ОПЕК увеличили нефтедобычу в октябре на 360 тысяч баррелей в день по сравнению с сентябрем. Ирак увеличил нефтедобычу в октябре на 390 тысяч баррелей в день. Значительное увеличение поставок нефти на мировой рынок вызвало у трейдеров опасения, что предложение существенно превысит спрос и это приведет к росту товарных запасов нефти и снижению цен на нефть.
Небольшое повышение цены наблюдалось только в середине месяца. 11 октября цены на нефть поползли вверх в связи с принятием Конгрессом США резолюции, разрешающей Джорджу Бушу использовать силу против Ирака. Трейдеры скупали фьючерсы, опасаясь, что военные действия в Персидском заливе могут вызвать перебои в поставках нефти. А 14 октября рост цен вызвали теракты на индонезийском острове Бали, возникла опасность, что под ударом террористов может оказаться инфраструктура добычи и транспортировки нефти.
Автор: Сергей Занин